Зрелище без хлеба

Март, примерно час дня. Тучи ходят хмуро над вольной Невой. Валлен-Деламотовская громада Академии художеств на Университетской набережной выглядит особенно мрачной, хотя и живописной, скалой цельного известняка. Парадный вход закрыт – сегодня выходной. Зато справа, за углом, отворена обычно запертая дверца во внутренний двор академии. Рядом – какие-то изможденные люди. Закутаны в ватники, платки, тряпье. Бледные, с ввалившимися глазами и заострившимися скулами. Когда подходишь ближе, видно, что это лишь грим, но издалека вполне убедительно.

Зрелище без хлеба | Для съемок сцены захвата преступника пришлось привезти пять машин снега. ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

Для съемок сцены захвата преступника пришлось привезти пять машин снега. ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

«Пойдем на толкучку»

Здесь снимают блокаду. Вернее, даже не так: здесь снимают «БлокАду». Такое название дали фильму режиссер Александр Касаткин и продюсер Эдуард Пичугин. Предыдущим вариантом был «Ленинградский вальс». «БлокАда» – понятно, что прописной буквой в середине слова хотели подчеркнуть адский кошмар происходящего. Но получилось как-то слишком игриво, каламбур, ребус... Может, переименовать еще раз?

Впрочем, сама съемочная площадка внушает больше уважения. Здесь во дворе академии развернулся «черный» рынок, на котором торгуют блокадные жители. Стопки старых книг, воздвигнутые, как колонны; инструменты точильщика, скобяные изделия... На ветру трепещут объявления: «Куплю хлеб», «Продам гробы». Окна заклеены полосками бумаги крест-накрест. Облупленные стены здания довершают торжественно-угрюмую картину. Снимали уже у Казанского собора, в Биржевом проезде, в Гатчине. У собора оказалось маловато сугробов, подвезли еще пять машин снега. Пригнали для съемок и машины 1930-х годов – милицейский автобус «ЗИС-8» и полуторку – «ЗИЛ АА».

Почему-то все говорят о том, что кино снимается по мотивам «Блокадной книги» Даниила Гранина, хотя в самой «Книге» подобных эпизодов вроде бы нет. По сюжету, во время ужасающей бомбардировки разрушена лаборатория, и штаммы смертельно опасных вирусов вырываются на свободу. В борьбу за спасение ленинградцев вступает юный, но суровый офицер НКВД Андреев – его играет актер Кирилл Плетнев, которому, в общем, не впервой надевать погоны сотрудника органов. Только чаще он делал это в современных обстоятельствах, в «Бандитском Петербурге». В «БлокАде» его партнерами по площадке стали Игорь Грабузов, Евгений Сидихин, Юрий Ицков, Яков Шамшин, Кирилл Назаров, Борис Хаимский и другие.

В общем, говоря по-военному кратко, в распоряжении энкавэдэшного протагониста всего 48 часов, чтобы не дать распространиться смертельным заболеваниям. Согласно синопсису, «в стремительно развивающихся событиях переплелось все: жизнь и смерть, любовь и предательство...» Это уж как водится в приключенческих детективах. Но хочется верить, что за всем этим трагедию и ужас людей в осажденном городе смогут показать всерьез. Иначе не стоит и браться за фильм о блокаде.

На «черном» рынке собралась огромная толпа колоритных статистов: тут и сытые спекулянты, и доходяги. В тот день в массовке – 109 человек. Все они с 6.30 гримировались. А будет, наверное, до 150 статистов – если не сократится бюджет.

Актер Валерий Филонов исполняет роль главного «авторитета» на «черном» рынке. На руке изображена убедительная воровская татуировка: корона, купола...

– Вы сами блокаду застали?

– Я сорокового года рождения. В блокаду был в Ленинграде, но первые воспоминания у меня более поздние, где-то с сорок четвертого. Отец погиб под Могилевом. Стали возвращаться, кто-то из эвакуации, кто-то переезжал, как мы, – из разбомбленного дома на 12-й линии Васильевского острова в новый, на Детской улице. Во дворе мы были чужаками.

– Вы помните, как выглядел тогда рынок?

– Помню по своему детскому ощущению, каким был рынок сразу после блокады, в сорок пятом – сорок шестом годах. Это действительно был рынок на ногах, иначе говоря – «толкучка». Ну чем тут торговать с прилавка? Ни у кого же нет ничего. Кто-то принес банку консервов, кто-то пальто – они обмениваются... Даже если у человека было много наворовано, он же не приносил все сразу, чтоб его не заловили. Так что толкучка показана верно. И костюмы похожи на те, что я помню.

Дубль за дублем

Костюмы, конечно, из бездонных фондов «Ленфильма». Но для главных героев вещи были сшиты специально. И так удачно, что Кирилл Плетнев признался: мол, хотел бы куртку своего героя забрать домой. Разрешат ли ему – неизвестно. Общаться с актером почему-то строго запрещено: как и его герой, он законспирирован с головы до ног. До премьеры во всяком случае.

Снимается кульминационная сцена. Энкавэдэшник Андреев, кажется, будет ловить главного злодея. Пока что, правда, он хватает за плечо какую-то старуху, торгующую маслом, кажется, краденым. Старуха в страхе смотрит на офицера, масло падает из старухиных рук в грязь, и тут же его подхватывает мальчик-вор. Шум, переполох.

Впорхнули в колодец двора голуби, скорее всего, незапланированные, – но очень киношные.

– Я хочу свою жизнь связать в дальнейшем с драматическим театром. Если не получится – на журфак пойду, а может, физикой займусь... – рассуждает один из артистов массовки, ученик 11-го класса Константин Балахнин. – Я впервые на съемках, пришел посмотреть на сам процесс, разобраться в своих ощущениях.

– Ну и как? Холодно? Вы же здесь с рассвета или раньше.

– Холодно было часа три назад. А сейчас уже привык... Думаю о том, что в блокадном Ленинграде мой сверстник бы пришел домой, а там так же холодно, как на улице. Уж лучше ходить, хоть как-то согреешься. Если силы есть двигаться...

– Говорят, что каждый придумал своему персонажу и легенду, и что он будет делать, как двигаться, чем торговать?

– Да, режиссер это не контролирует специально. Смотрит, как в целом картинка выглядит, а в остальном каждый сам себе фантазирует дело.

– А вы?

– А я просто хожу и делаю грустный вид.

Дубль за дублем. Снимает оператор Руслан Герасименков, известный по фильмам «Атомный Иван» Василия Бархатова и «Громозека» Владимира Котта. Одним глазком нам удается заглянуть в палатку, где съемочная группа просматривает отснятые дубли. На экране все выглядит еще мрачнее. Так, пожалуй, и должно быть.

Совсем рядом с академией, на доме # 13/6 по Второй линии, – дом Тани Савичевой. На стене – каменная страничка «Осталась одна Таня». Конечно, никакое кино никогда не дотянется, не сможет рассказать все о блокаде (а может, мы и не выдержали бы). Но попытаться передать хоть что-то из ускользающих остатков памяти – можно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050 (5667) от 24.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.