«Золотую гору» накроет вода

В субботу в ГМЗ «Петергоф» пройдет традиционный осенний праздник фонтанов. В тот же день там состоится еще одно знаковое для музея-заповедника событие: после реставрации откроется каскад «Золотая гора».

«Золотую гору» накроет вода  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На пороге осени, да еще в будний день, в столице фонтанов не так многолюдно, как летом. Но во дворец все еще стоит очередь, а на аллеях Нижнего парка группы посетителей. Те, кто предпочитает комфорт, передвигаются на электрокаре в сопровождении аудиогида. Они делают остановку у каскада «Золотая гора» в западной части парка недалеко от дворца «Марли».

Сооружение в виде грандиозной многоступенчатой мраморной лестницы по заказу Петра I спроектировал Николо Микетти. Завершил работу Михаил Земцов. Он добавил скульптуры, под ступенями навесил медные золоченые листы, сверкающие сквозь зеркало воды. Отсюда имя «Золотая гора». Вода низвергается на ступени из пасти трех золоченых маскаронов «Медузы», отлитых из свинца по моделям Растрелли. Каскад украшают мраморные скульптуры: три статуи и две вазы на верхней стене, двенадцать на парапетах лестницы и статуя на пьедестале в центре бассейна.

В войну каскад сильно пострадал. Но скульптуру успели спрятать в подземных тайниках. Полуразрушенное сооружение восстановили в послевоенное время. Последний раз «Золотую гору» реставрировали в 1973 – 1980-е годы. Инженерное обследование, проведенное три года назад, выявило неблагополучное состояние конструкций. Вскоре начались реставрационные работы.

О том, как они проходили, рассказывает главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов: «К реставрации фонтанных сооружений подход особый. Он требует точного понимания, что является главным предметом охраны. В данном случае самое важное – сохранить на историческом месте то, что было задумано Петром и реализовано архитекторами, принимавшими участие в создании каскада.

«Золотая гора» – одна из трех главных архитектурных осей Нижнего парка Петергофа. Изначально предусматривался только центральный Большой каскад, поскольку выяснилось, что на большее воды не хватит. После того как Василием Туволковым и Петром I были открыты источники в районе Ропши, появилась возможность сделать композицию из трех каскадов.

Идея «Золотой горы» была подсмотрена Петром в Версале и реализована в большем масштабе. В 1723 году каскад начал работать, но уже в середине XVIII века потребовались первые реставрационные мероприятия. Из-за климата и воздействия воды разрушения происходили быстро.

Современные принципы реставрации предполагают консервацию того, что сохранилось. Мы сохранили все, что дошло до нас с XVIII – XIX столетий и с послевоенного времени, – композицию, подлинную скульптуру, фрагменты каменной отделки...

Основная проблема в том, что каскад «сползал». Территория, окруженная водой, транзитные водоводы, идущие через тело каскада, не позволяли исключить утечку. Пришлось принимать срочные решения, чтобы остановить этот процесс.

Каскад разобрали, демонтировали, оценили физический износ деталей и самой конструкции. Кирпич ступеней укреплен и законсервирован, накрыт подлинным и новым мрамором. Работа точная и кропотливая. При стыковке ступеней малейшая ошибка может привести к тому, что вода не пойдет ровным «полотенцем», как задумано изначально. Каскад настраивается, как музыкальный инструмент».

Отвечая на вопрос, как надолго детищу Петра обеспечен запас прочности, главный архитектор «Петергофа» сказал, что не оперирует категориями, близкими к вечности. Но уверен, что на ближайшие пятьдесят лет проблема сохранности каскада решена.

Обсуждается идея замены оригинальных скульптур на копии. В нашем климате мрамор не может стоять бесконечно на открытом воздухе, он разрушается. На каскаде «Шахматная гора» скульптуру заменили. Но копирование – процесс дорогой. Единственные копии на «Золотой горе» – маскароны «Медузы». Оригиналы, созданные по модели Растрелли, отреставрированы и перенесены в фонды. Их двойники отлиты в бронзе и позолочены.

В субботу ступени «Золотой горы» накроет вода. Директор музея-заповедника Елена Кальницкая надеется, что открытие каскада не финал, а промежуточный этап реставрации участка парка возле дворца «Марли», одного из самых романтичных в Петергофе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (5541) от 10.09.2015.


Комментарии