Золото Эгины

Новый ритуал придумали организаторы VII международной искусствоведческой конференции - представление ее эмблемы. Это картина Глеба Богомолова «Эгина».

Золото Эгины | Представление картины Глеба Богомолова «Эгина» в Петровском зале СПбГУ. ФОТО АВТОРА

Представление картины Глеба Богомолова «Эгина» в Петровском зале СПбГУ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала нашей газете старший преподаватель СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова, каждый год для конференции выбирается новая эмблема. Это должно быть произведение ныне живущего художника, которое отражало бы все разнообразие обсуждаемых сюжетов: искусство от архаики до наших дней, прошлое и будущее музеев и было бы воспринято самыми разными специалистами. В 2014 году автором эмблемы был Александр Бихтер, в 2015-м - Вячеслав Михайлов.

«Эгина» Богомолова, созданная в 2004 году, это посвящение греческому острову с его памятниками Античности, колонна - символ искусства и архитектуры. Как и во многих своих произведениях, Богомолов использовал в этой картине сусальное золото, которое на холсте светится по-разному в зависимости от освещения. Он спрятал за позолотой свою подпись. Пиктограмма в основании колонны осталась загадкой, как знак множества тайн, которые необходимо раскрыть историкам искусства.

Эмблема была выбрана зимой, через неделю Глеб Богомолов скончался. «Эгина», которая находится в собрании семьи художника, теперь украшает обложку программы конференции и появится на будущих изданиях тезисов и материалов, став памятью о замечательном мастере.

Самая крупная в России конференция искусствоведов организована старейшими вузами страны - СПбГУ и МГУ и проходит попеременно в Петербурге и Москве. В последние три года - при участии Эрмитажа и музеев Московского Кремля.

Анна Трофимова, заведующая Античным отделом Эрмитажа, назвала две главные задачи этого форума. Первая - собрать историков, искусствоведов, археологов, реставраторов, музейщиков, чтобы они почувствовали себя единым профессиональным сообществом, говорящим на одном языке. Вторая задача - привлечь к серьезной исследовательской работе студентов и молодых ученых.

В этом году на конференцию, которая продолжается пять дней, допущено 350 докладов специалистов из 22 стран. Они прошли отбор, причем даже работы приглашенных гостей рецензировались наравне с докладами студентов. После конференции все доклады без указания имени авторов будут еще раз отрецензированы, каждый тремя профильными экспертами, которые выберут примерно треть для печати в материалах конференции. Только они будут считаться научной публикацией, что отвечает международной практике.

Главная тема VII конференции - «Артефакт и арт-объект», специалисты ищут ответы на непростой вопрос: какой археологический черепок, какая древняя скульптура может считаться произведением искусства, а какому артефакту необходимо отказать в звании арт-объекта.

Любопытный пример привел в своем сообщении Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи. В 1975 году в ДК ВДНХ состоялась большая выставка неофициальных художников, на которой они сами и их болельщики сделали несколько фотосессий. Сейчас большинство картин с той выставки никого не интересует, а документальные фотографии стали произведениями искусства, яркими свидетелями времени.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5808) от 13.10.2016.


Комментарии