Золото Эгины
Новый ритуал придумали организаторы VII международной искусствоведческой конференции - представление ее эмблемы. Это картина Глеба Богомолова «Эгина».

Представление картины Глеба Богомолова «Эгина» в Петровском зале СПбГУ. ФОТО АВТОРА
Как рассказала нашей газете старший преподаватель СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова, каждый год для конференции выбирается новая эмблема. Это должно быть произведение ныне живущего художника, которое отражало бы все разнообразие обсуждаемых сюжетов: искусство от архаики до наших дней, прошлое и будущее музеев и было бы воспринято самыми разными специалистами. В 2014 году автором эмблемы был Александр Бихтер, в 2015-м - Вячеслав Михайлов.
«Эгина» Богомолова, созданная в 2004 году, это посвящение греческому острову с его памятниками Античности, колонна - символ искусства и архитектуры. Как и во многих своих произведениях, Богомолов использовал в этой картине сусальное золото, которое на холсте светится по-разному в зависимости от освещения. Он спрятал за позолотой свою подпись. Пиктограмма в основании колонны осталась загадкой, как знак множества тайн, которые необходимо раскрыть историкам искусства.
Эмблема была выбрана зимой, через неделю Глеб Богомолов скончался. «Эгина», которая находится в собрании семьи художника, теперь украшает обложку программы конференции и появится на будущих изданиях тезисов и материалов, став памятью о замечательном мастере.
Самая крупная в России конференция искусствоведов организована старейшими вузами страны - СПбГУ и МГУ и проходит попеременно в Петербурге и Москве. В последние три года - при участии Эрмитажа и музеев Московского Кремля.
Анна Трофимова, заведующая Античным отделом Эрмитажа, назвала две главные задачи этого форума. Первая - собрать историков, искусствоведов, археологов, реставраторов, музейщиков, чтобы они почувствовали себя единым профессиональным сообществом, говорящим на одном языке. Вторая задача - привлечь к серьезной исследовательской работе студентов и молодых ученых.
В этом году на конференцию, которая продолжается пять дней, допущено 350 докладов специалистов из 22 стран. Они прошли отбор, причем даже работы приглашенных гостей рецензировались наравне с докладами студентов. После конференции все доклады без указания имени авторов будут еще раз отрецензированы, каждый тремя профильными экспертами, которые выберут примерно треть для печати в материалах конференции. Только они будут считаться научной публикацией, что отвечает международной практике.
Главная тема VII конференции - «Артефакт и арт-объект», специалисты ищут ответы на непростой вопрос: какой археологический черепок, какая древняя скульптура может считаться произведением искусства, а какому артефакту необходимо отказать в звании арт-объекта.
Любопытный пример привел в своем сообщении Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи. В 1975 году в ДК ВДНХ состоялась большая выставка неофициальных художников, на которой они сами и их болельщики сделали несколько фотосессий. Сейчас большинство картин с той выставки никого не интересует, а документальные фотографии стали произведениями искусства, яркими свидетелями времени.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5808) от 13.10.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии