Знаток раненого сердца

Алексей Янковский, руководитель «Театральной мастерской АСБ», поставил пьесу Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец».

Знаток раненого сердца | Каждому актеру в спектакле дан свой «крупный план», особенно героиням. ФОТО предоставлено «Театральной мастерской АСБ»

Каждому актеру в спектакле дан свой «крупный план», особенно героиням. ФОТО предоставлено «Театральной мастерской АСБ»

Внешне этот камерный спектакль очень прост: венские стулья, немного реквизита, все держится на партитуре «внутренних движений» четырех актеров.

«Театр на чемоданах», находка для продюсера: возить по гастролям - фестивалям очень удобно. Вот и спектакль, у которого нет своего пространства, осваивает разные сцены. Тема пространства вообще важна для Янковского, которого интересует экзистенциальная попытка человека вырваться за пределы мирка, где он замкнут. «Туда! Туда!» - это томление по иным измерениям слышится и в новом спектакле.

Какие же здесь живут люди? Аманда (Екатерина Унтилова), экстравагантная мать-одиночка, одержимая мечтой обустроить двух своих 20-летних детей; ее дочь Лаура, хрупкое аутичное создание с физическим изъяном, и сын Том, содержащий на свое скромное жалованье эту небольшую семью, но стремящийся в дальние дали. Есть еще один персонаж - Джим О^Коннор, но появляется он только к середине действия.

Аманда, предчувствуя, что сын пойдет по стопам отца и покинет родной дом, просит Тома подыскать девушке жениха, и тот приводит на ужин Джима, своего приятеля и коллегу по обувному (мотив странствия!) магазину. Оказывается, это тот самый парень, в которого Лаура была влюблена в школе. Он приходит на ужин, как в ловушку, и, чувствуя симпатию девушки, заставляет ее раскрыться и поверить в себя... чтобы в финале пьесы сообщить, что он помолвлен, и раскланяться.

«Зверинец» - пьеса-воспоминание, все события вызваны из памяти Тома. Часто режиссеры словно забывают об этом и «объективизируют» эту «семейную драму», лишая ее таинственной связи времен и ностальгического флера. Но для Янковского ретроспекция принципиальна, и реальность, вызванная по воле Тома, именно что зыбка и призрачна. Унтилова, в роли Аманды дающая актерский мастер-класс по трагикомедии (ну правда, текст Уильямса звучит очень смешно), не жалеет сочных красок, но все же ощущение пограничья времен не позволяет актрисе «заземлиться». Она невесома.

Все актеры - из Молодежного театра на Фонтанке и уже работали с Янковским. Говорят, инициатива поставить эту пьесу исходила от них. И это во многом определило природу этого спектакля, живого и «дышащего», где так раскрываются актеры. И все же постановка - авторское создание режиссера, что заметно с первой же реплики, поданной для камерного зала слишком громко.

Янковский выстроил речевую партитуру по законам театра поэтического, а не приземленно-психологического. Внутренняя жизнь героев держится на сложнейшей музыкальной партитуре, где чередуются западные довоенные шлягеры, перехватывающие горло песни, танго и вальсы.

Режиссеры часто акцентируют в персонажах Уильямса надлом, болезненность на грани патологии. Том - Анатолий Друзенко красив и гармоничен. Актер несет чистую лирическую интонацию, и в него хочется всматриваться. Каждому здесь дан свой «крупный план». И все же душой спектакля стала Лаура - Анастасия Тюнина. По-настоящему рассмотреть ее героиню удается к середине действия, когда гость приходит в этот дом.

Выход Лауры к гостям и к нам, положенный на прекрасный шлягер, заставляет обомлеть всех. Перед нами - хрупкая куколка откуда-то из викторианской эпохи, от этой статичной Лауры не отвести глаз. И как актрисе удается так внутренне преобразиться?.. Лунное свечение, дождь, грозовые раскаты, потом - зажженные свечи (ибо вдруг отключается свет из-за неуплаты)... Все это в спектакле не житейские обстоятельства, но «атмосферные». А когда Лаура и Джим ведут свой диалог наедине, на него ложится отсвет иной драматургии, Мариво или де Мюссе: с грациозной игрою чувств.

«Любовью не шутят»: вспоминая пьесу последнего, хочется сказать герою. А этот Джим и не шутит. Персонаж Дмитрия Сутырина, сначала даже неприятный, искренен в своем желании помочь Лауре выйти из скорлупы. Режиссер не акцентирует чью-то вину, он побуждает актеров «держать» во внимании таинственную силу, довлеющую над персонажами. И это помогает избежать поверхностного мелодраматизма и раскрывает в пьесе трагизм бытия.

Мы не видели в наших краях такого Уильямса (по крайней мере последние лет 15). Знаток раненого сердца, он и сегодня обращается ко всем отчаявшимся и одиноким, заблудшим, ищущим любви и потерявшим покой.

#Стеклянный зверинец #Янковский #спектакль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...