Знаток Моцарта из Мюнхена

В этом сезоне Академическая капелла продолжает принимать знаменитых исполнителей из Германии. Здесь продолжается цикл концертов «Музыка немецких композиторов в интерпретации немецких солистов и дирижеров». На петербургской сцене приглашенные музыканты не только выступают с симфоническим оркестром Капеллы, но и дают мастер-классы для всех желающих. Занятия проходят в рамках учрежденного в прошлом году Капеллой Международного оркестрового института.

Знаток Моцарта из Мюнхена | ФОТО предоставлено организаторами концерта

ФОТО предоставлено организаторами концерта

«Мы решили, что музыкантам и зрителям может быть интересна идея профессионального общения. И создали своего рода институт повышения квалификации на базе оркестра Капеллы. Важно, чтобы молодые исполнители имели возможность двигаться дальше, сейчас им дает такую возможность Дом музыки под руководством Сергея Ролдугина, но этого недостаточно. Мы тоже хотим как-то поддерживать будущих звезд, – рассказала директор Академической капеллы Ольга Хомова. – И если на первых таких мастер-классах участников было немного, то теперь необходимо записываться заранее, музыканты приезжают даже из других городов».

Начали с мастер-классов немецких музыкантов, которых привозит Фонд Гартов при поддержке Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге.

В нашем городе впервые побывали два профессора: молодой фаготист Кристиан Кунерт (Высшая школа музыки и театра Гамбурга) и прославленный маэстро Бруно Вайль (Высшая школа музыки Мюнхена). Они продемонстрировали петербургским коллегам и зрителям, как играть музыку венских классиков, четко следуя авторскому замыслу.

«Больше всего в моей работе мне нравятся небольшие перерывы на отдых, – сообщил 31-летний фаготист Кристиан Кунерт. – Я увлекаюсь скалолазанием и полетами на параплане, а еще люблю готовить. Но сейчас я постоянно работаю: играю в Гамбургском филармоническом оркестре и симфонические программы, и оперные; у меня большая педагогическая нагрузка, выступаю с камерными ансамблями. На личную жизнь совсем не остается времени»...

Этот музыкант больше похож на киноартиста или спортсмена, однако о звездной карьере не помышлял: «Фагот не тот инструмент, который делает тебя звездой. Его мне однажды принес папа и сказал, почему бы тебе не попробовать? И как-то сразу фагот мне подошел как влитой».

По словам музыканта, самое большое влияние на него оказал профессор Вюрцбургской школы музыки Бруно Глемзер, у которого он учился игре на фортепиано. Учитель сразу сказал парню, что большого пианиста из него не получится, и если есть возможность, надо выбрать другой инструмент. С тех пор все силы и воля юноши были направлены на фагот. В двадцать лет Кристиан уже стал солистом Штутгартского симфонического оркестра.

На первой же репетиции в Петербурге он понял, что с оркестрантами Капеллы они достигли созвучия и здесь ему будет легко. Однако петербургским музыкантам в тот вечер было непросто – ими руководил сверхтребовательный маэстро Бруно Вайль, признанный знаток музыки венских классиков, непревзойденный интерпретатор сочинений Моцарта, Бетховена, Гайдна и других гениев XVIII века. После репетиций он посетовал, что его трактовка этой великой музыки сильно отличается от принятой в российской исполнительской школе. «Да и в Германии далеко не всегда учат правильно трактовать венскую классику. Я хочу показать людям, что такое классический стиль». На вопрос, что именно не удается, ответил: «Фразировка – то, чего нет в нотах. Этому нельзя научить, но во время репетиций можно существенно подвинуться в правильном направлении. По-моему, оркестру Капеллы это удалось».

Самые недооцененные произведения, которые Вайль хочет заново вернуть публике, – оратории Йозефа Гайдна. Сложилось предубеждение, что они скучные и дослушать их до конца весьма трудно. «Потому что никто не умеет их правильно играть», – уверен профессор.

Вряд ли исполнение ораторий Гайдна вызовет такой же аншлаг, как прошедший в зале Капеллы концерт. Программа была выбрана, как говорится, беспроигрышная. Зал был полон разномастного народа (и консерваторская элита, и группа курсантов, и дамы в вечерних платьях, и парнишки в джинсах), кому не хватило мест, стояли на балконе. На афише крупными буквами значилось: «Моцарт, Гайдн, Бетховен, Вебер».

Слушая игру оркестра под управлением маэстро Бруно Вайля, понимаешь, что он имел в виду, говоря о том, что самое главное – уловить в музыке то, что скрыто между нотных строк. Видимо, классический стиль, о котором говорил дирижер, достигается во время полного единения с залом. А в виртуозном концерте Карла Вебера для фагота с оркестром во всей красе предстало мастерство Кристиана Кунерта. После финального аккорда раздались овации, и солист покинул сцену с охапкой цветов.

Завершился концерт третьей увертюрой к опере «Леонора» Л. ван Бетховена. В музыке Бетховена есть то, что не прописано в нотах: духовный свет, без которого даже самый-пресамый классический стиль теряет смысл.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5401) от 18.02.2015.


Комментарии