Главная городская газета

Знать, где побеждаем

  • 26.11.2015
  • Михаил Пиотровский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

С новым киногодом!

Среди самых ожидаемых работ российских режиссеров есть и фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию, и артхаус. Читать полностью

«Умный голос» Сергея Новожилова

С телевидения пропали литературные передачи, а ведь они были настолько популярны, что я читал в прямом эфире даже 35-минутный рассказ Платонова! Читать полностью

Бенефис для любимых актрис

На экраны кинотеатров выходит фильм Владимира Котта «Карп отмороженный». Читать полностью

РНБ встала на рельсы

В новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте проложили железную дорогу Читать полностью

Этот климат полезен Мадонне

Вчера в Эрмитаже произошло знаменательное событие. Картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи предстали перед посетителями музея в новых витринах. Читать полностью

Все оттенки дискомфорта

Антон Долин, кажется, - самый известный кинокритик России. Автор восьми книг, сотен рецензий, обзоров и статей, радио- и тележурналист, главный редактор журнала «Искусство кино». Читать полностью
Знать, где побеждаем  |

В свое время громко звучал предвыборный лозунг: наша задача – обеспечить конкурентоспособность страны во всех отношениях – политическом, экономическом и других. Лозунг правильный, к сожалению, сегодня он звучит реже. Многое из того, что у нас происходит, – следствие боязни конкуренции.

Нас облагают санкциями, но тенденция к изоляции наблюдается и внутри страны. Ощущение, что жить станет лучше, если мы останемся в одиночестве, неправильное. Оно рождается из комплекса неполноценности. Кажется, что мы не выдерживаем конкуренции, нас обижают, обманывают.

Но мы конкурентоспособны во многих отношениях. Стоны о том, что Россия несчастная страна, не имеют под собой почвы. Действительно, мы проиграли холодную войну. Но когда страны войну проигрывают, их оккупируют. Россию могли оккупировать. Афганистан показал, что у нас отсутствовала боеспособная армия. Она появилась только сейчас. Все рушилось внутри страны, люди были озлоблены, возможность кровопролития казалась реальной. Как и угроза нападения снаружи. События в Вильнюсе – достаточный предлог. Наличие ядерного оружия никого не испугало бы. Все знали, мы его не применим. Войска НАТО могли войти в Прибалтику. Руководство страны развитие конфликта остановило. Когда Союз распался на много держав, все решили, что с нами незачем бороться.

Получилось так, как в тяжелые моменты истории уже не раз происходило в России. Кутузов отступил, сдал Наполеону Москву, а затем гнал врага до Парижа. В 1918 году был заключен Брестско-литовский мир, страна получила передышку. Во время Второй мировой войны мы отступали до Волги, но затем дошли до Берлина. Это называется «скифским» методом ведения войны. И после холодной войны мы отступили. Время прошло, собрались с силами, подняли голову и заявили о себе. Можно спорить, вовремя или нет, но это произошло.

Конкуренция – важная вещь, без нее нет развития. Конечно, мы можем в чем-то проиграть. Я исповедую известную фразу: это моя страна, права она или нет. Она может быть неправой, но по этому поводу не надо кричать, обличать. Надо успокоиться и посмотреть, в чем мы не правы. Все меняется.

Борьба за конкурентоспособность закаляет страну. Успех достигается разными способами. В частности, во всем мире это происходит и путем заимствования чужих денег, технологий, идей. До определенного момента. Вопрос в том, как правильно этот момент определить. Мы должны знать, где побеждаем.

У России есть две бесспорно конкурентоспособные области – культура и вооружение. Оказалось, с оружием у нас лучше, чем предполагалось. Его покупали и покупают. Никогда еще Российская армия не действовала так открыто, как это происходит в Сирии.

Отечественная культура не только Толстой, Достоевский, старый Эрмитаж... Музеи – новаторы в сфере культуры. Эрмитаж и Музей Гуггенхайма первыми создали в Лас-Вегасе выставочный центр, используя опыт друг друга. Затем уже Лувр последовал в Абу-Даби. Сейчас открывают филиалы Русский музей, Музей истории религии... Это дает толчок мировой экспансии и новым формам активности внутри страны. Конкурентоспособные формы – открытые музейные фондохранилища. Необязательно все вынимать из запасников, можно сделать хранилища в определенной степени доступными для посетителей, как в Эрмитаже.

У нас есть блестящая музыка, она развивается. Имена Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Анны Нетребко известны во всем мире, как и названия театров Большой, Мариинский и другие.

Отечественное кино интересно и разнообразно – фильмы Александра Сокурова, Андрея Звягинцева, Никиты Михалкова. Нет ничего страшного, если не лучшие стороны нашей жизни становятся сюжетами фильмов или книг. Достоевский ничего хорошего про нас не писал, как и Толстой, и Чехов.

Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич. Она пишет по-русски и о России. Мир принимает Алексиевич не потому, что она антисоветский писатель, а потому, что написанное ею интересно. Ее книги о наших проблемах: Афганская война, роспуск Советского Союза. Не распад, а роспуск. Как бы там ни было, мы сами его распустили.

В серии ЖЗЛ одна за другой выходят биографии писателей – Леонова, Булгакова, Пастернака и других, написанные Быковым, Варламовым, Прилепиным... Когда их читаешь, видишь, какая интересная у нас культурная жизнь, какие потрясающие люди, изумительные внутренние конфликты. Европе такое не снилось.

Сейчас много говорят о «Черном квадрате» Малевича. Нашли, что он написан поверх другой картины. Тысячу раз художники изображали черное на черном. Малевич сделал из этого философский манифест. Есть еще и Филонов, он не хуже Малевича.

Один из самых известных современных художников Илья Кабаков рожден не только русской традицией, но и русской действительностью. Когда иностранцы пишут о советской и постсоветской России, у них плохо получается. Если это делает русский, появляется вещь, которая трогает всех.

Даже наши трагедии – показатель конкурентоспособности. Никто в мире таких трагедий не переживал. У нас все время кризис, это особенность нашей истории. Мы закаленные. Когда зарубежные коллеги говорят о мировом музейном кризисе, я думаю, все это чепуха по сравнению с тем временем, когда я стал директором Эрмитажа. Все преодолимо.

В конкуренции надо участвовать, не боясь, что обязательно обманут, оберут или обидят.

У нас проблема с конкуренцией внутри страны. Существуют правила, антимонопольные законы и ФАС – организация, которая должна следить за их исполнением. Что мы получаем в результате? В конкурсах участвуют недобросовестные компании, случается, выигрывают, затем либо требуют аванс и исчезают, либо предлагают перепродать контракт. Думаю, об этом пора говорить.

Сегодня на кону лакомый кусок – строительство третьей очереди фондохранилища Эрмитажа в Старой Деревне. Компания, которую мы выгнали, потому что она не смогла выполнить работы, готова участвовать в новом конкурсе. В ФАС идут жалобы организаций, которые не имеют необходимых банковских гарантий, но не намерены отказываться от возможности получить контракт. Десятки людей работают, чтобы в числе соискателей не пролезли халтурщики. Конкурсы откладываются, происходит пустая трата времени и денег.

Конкуренция нужна для пользы дела. Но система такова, что ее можно использовать и во вред. И в отношениях с внешним миром надо следить, чтобы конкурентные возможности не использовались против нас.

Пример из музейной жизни. Наши выставки – лицо страны, рассказ о России, о великом музее Эрмитаже и о русской культуре, скопившей блестящие коллекции. Кому-то это нравится, кому-то нет. Когда все было тихо, нравилось всем. Сейчас появляются угрозы и запреты.

Позиция запретов – ослабление конкурентной борьбы. Музеи не конкурируют между собой, конкурируют идеологические установки. Центры, которые мы создаем в разных странах, действуют по местным законам, они заинтересованы в продвижении эрмитажной идеологии. Пропаганда, но более тонкая.

Я много раз говорил: интеллигентный человек – сложный. Культура и интеллигентность – конкурентные преимущества России. Наличие критически настроенной интеллигенции, которой за державу обидно, наша характерная черта.

В декабре в Петербурге будет проходить Международный культурный форум, планируются «круглые столы», посвященные войне, ЮНЕСКО, экономике музеев...

Со всей России соберутся министры культуры, музейщики. Им интересен опыт, который распространяется по стране и за ее пределами. Есть вероятность, что на форум приедут не так много иностранных гостей. Мы ориентируемся на экспертов, а не на именитых участников. Экспертам надо показать, как у нас интересно.

Мы не боимся конкуренции. В сфере культуры не стоит стесняться возможности поражения и критики. Успех одного не означает гибели другого.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook