Главная городская газета

Знать, где побеждаем

  • 26.11.2015
  • Михаил Пиотровский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Оно поет и светится

В Петербурге в выставочном зале «Смольный» состоялся публичный дебют светозвуковой скульптуры, созданной на стыке высоких инженерных технологий, дизайна и искусства.... Читать полностью

Павловск приглашает за «Императорским букетом»

Ежегодный красочный фестиваль – визитная карточка летнего Петербурга. В этом году он пройдет 21-22 июля и будет посвящен 100-летию музейной жизни бывшей резиденции императорского дома Романовых. Читать полностью

В Петербурге отметят юбилей Маяковского

21 июля на разных площадках библиотеки им. Маяковского пройдут праздничные мероприятия, посвященные юбилею неординарного поэта.  Приглашаются все ценители его таланта. Читать полностью

Во дворе Манежа появилась капелла из покрышек

Инсталляция поражает своей необычностью. Таким оригинальным способом создатели привлекают внимание к проблемам экологии.
Читать полностью

Петербург вспоминает Алексея Германа-ст. киномарафонами

Кинорежиссеру Алексею Герману исполнилось бы 80 лет. В киноклубе «Ленфильм» 20 июля состоится показ кинокартин о мастере, на которые сможет прийти каждый. Читать полностью

Хмелита: неизвестный памятник русского барокко

Своей известностью усадьба обязана роду Грибоедовых. Почти два века она принадлежала одной фамилии. Взглянем на неё подробнее. Читать полностью
Реклама
Знать, где побеждаем  |

В свое время громко звучал предвыборный лозунг: наша задача – обеспечить конкурентоспособность страны во всех отношениях – политическом, экономическом и других. Лозунг правильный, к сожалению, сегодня он звучит реже. Многое из того, что у нас происходит, – следствие боязни конкуренции.

Нас облагают санкциями, но тенденция к изоляции наблюдается и внутри страны. Ощущение, что жить станет лучше, если мы останемся в одиночестве, неправильное. Оно рождается из комплекса неполноценности. Кажется, что мы не выдерживаем конкуренции, нас обижают, обманывают.

Но мы конкурентоспособны во многих отношениях. Стоны о том, что Россия несчастная страна, не имеют под собой почвы. Действительно, мы проиграли холодную войну. Но когда страны войну проигрывают, их оккупируют. Россию могли оккупировать. Афганистан показал, что у нас отсутствовала боеспособная армия. Она появилась только сейчас. Все рушилось внутри страны, люди были озлоблены, возможность кровопролития казалась реальной. Как и угроза нападения снаружи. События в Вильнюсе – достаточный предлог. Наличие ядерного оружия никого не испугало бы. Все знали, мы его не применим. Войска НАТО могли войти в Прибалтику. Руководство страны развитие конфликта остановило. Когда Союз распался на много держав, все решили, что с нами незачем бороться.

Получилось так, как в тяжелые моменты истории уже не раз происходило в России. Кутузов отступил, сдал Наполеону Москву, а затем гнал врага до Парижа. В 1918 году был заключен Брестско-литовский мир, страна получила передышку. Во время Второй мировой войны мы отступали до Волги, но затем дошли до Берлина. Это называется «скифским» методом ведения войны. И после холодной войны мы отступили. Время прошло, собрались с силами, подняли голову и заявили о себе. Можно спорить, вовремя или нет, но это произошло.

Конкуренция – важная вещь, без нее нет развития. Конечно, мы можем в чем-то проиграть. Я исповедую известную фразу: это моя страна, права она или нет. Она может быть неправой, но по этому поводу не надо кричать, обличать. Надо успокоиться и посмотреть, в чем мы не правы. Все меняется.

Борьба за конкурентоспособность закаляет страну. Успех достигается разными способами. В частности, во всем мире это происходит и путем заимствования чужих денег, технологий, идей. До определенного момента. Вопрос в том, как правильно этот момент определить. Мы должны знать, где побеждаем.

У России есть две бесспорно конкурентоспособные области – культура и вооружение. Оказалось, с оружием у нас лучше, чем предполагалось. Его покупали и покупают. Никогда еще Российская армия не действовала так открыто, как это происходит в Сирии.

Отечественная культура не только Толстой, Достоевский, старый Эрмитаж... Музеи – новаторы в сфере культуры. Эрмитаж и Музей Гуггенхайма первыми создали в Лас-Вегасе выставочный центр, используя опыт друг друга. Затем уже Лувр последовал в Абу-Даби. Сейчас открывают филиалы Русский музей, Музей истории религии... Это дает толчок мировой экспансии и новым формам активности внутри страны. Конкурентоспособные формы – открытые музейные фондохранилища. Необязательно все вынимать из запасников, можно сделать хранилища в определенной степени доступными для посетителей, как в Эрмитаже.

У нас есть блестящая музыка, она развивается. Имена Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Анны Нетребко известны во всем мире, как и названия театров Большой, Мариинский и другие.

Отечественное кино интересно и разнообразно – фильмы Александра Сокурова, Андрея Звягинцева, Никиты Михалкова. Нет ничего страшного, если не лучшие стороны нашей жизни становятся сюжетами фильмов или книг. Достоевский ничего хорошего про нас не писал, как и Толстой, и Чехов.

Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич. Она пишет по-русски и о России. Мир принимает Алексиевич не потому, что она антисоветский писатель, а потому, что написанное ею интересно. Ее книги о наших проблемах: Афганская война, роспуск Советского Союза. Не распад, а роспуск. Как бы там ни было, мы сами его распустили.

В серии ЖЗЛ одна за другой выходят биографии писателей – Леонова, Булгакова, Пастернака и других, написанные Быковым, Варламовым, Прилепиным... Когда их читаешь, видишь, какая интересная у нас культурная жизнь, какие потрясающие люди, изумительные внутренние конфликты. Европе такое не снилось.

Сейчас много говорят о «Черном квадрате» Малевича. Нашли, что он написан поверх другой картины. Тысячу раз художники изображали черное на черном. Малевич сделал из этого философский манифест. Есть еще и Филонов, он не хуже Малевича.

Один из самых известных современных художников Илья Кабаков рожден не только русской традицией, но и русской действительностью. Когда иностранцы пишут о советской и постсоветской России, у них плохо получается. Если это делает русский, появляется вещь, которая трогает всех.

Даже наши трагедии – показатель конкурентоспособности. Никто в мире таких трагедий не переживал. У нас все время кризис, это особенность нашей истории. Мы закаленные. Когда зарубежные коллеги говорят о мировом музейном кризисе, я думаю, все это чепуха по сравнению с тем временем, когда я стал директором Эрмитажа. Все преодолимо.

В конкуренции надо участвовать, не боясь, что обязательно обманут, оберут или обидят.

У нас проблема с конкуренцией внутри страны. Существуют правила, антимонопольные законы и ФАС – организация, которая должна следить за их исполнением. Что мы получаем в результате? В конкурсах участвуют недобросовестные компании, случается, выигрывают, затем либо требуют аванс и исчезают, либо предлагают перепродать контракт. Думаю, об этом пора говорить.

Сегодня на кону лакомый кусок – строительство третьей очереди фондохранилища Эрмитажа в Старой Деревне. Компания, которую мы выгнали, потому что она не смогла выполнить работы, готова участвовать в новом конкурсе. В ФАС идут жалобы организаций, которые не имеют необходимых банковских гарантий, но не намерены отказываться от возможности получить контракт. Десятки людей работают, чтобы в числе соискателей не пролезли халтурщики. Конкурсы откладываются, происходит пустая трата времени и денег.

Конкуренция нужна для пользы дела. Но система такова, что ее можно использовать и во вред. И в отношениях с внешним миром надо следить, чтобы конкурентные возможности не использовались против нас.

Пример из музейной жизни. Наши выставки – лицо страны, рассказ о России, о великом музее Эрмитаже и о русской культуре, скопившей блестящие коллекции. Кому-то это нравится, кому-то нет. Когда все было тихо, нравилось всем. Сейчас появляются угрозы и запреты.

Позиция запретов – ослабление конкурентной борьбы. Музеи не конкурируют между собой, конкурируют идеологические установки. Центры, которые мы создаем в разных странах, действуют по местным законам, они заинтересованы в продвижении эрмитажной идеологии. Пропаганда, но более тонкая.

Я много раз говорил: интеллигентный человек – сложный. Культура и интеллигентность – конкурентные преимущества России. Наличие критически настроенной интеллигенции, которой за державу обидно, наша характерная черта.

В декабре в Петербурге будет проходить Международный культурный форум, планируются «круглые столы», посвященные войне, ЮНЕСКО, экономике музеев...

Со всей России соберутся министры культуры, музейщики. Им интересен опыт, который распространяется по стране и за ее пределами. Есть вероятность, что на форум приедут не так много иностранных гостей. Мы ориентируемся на экспертов, а не на именитых участников. Экспертам надо показать, как у нас интересно.

Мы не боимся конкуренции. В сфере культуры не стоит стесняться возможности поражения и критики. Успех одного не означает гибели другого.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook