Знакомьтесь: портбукет
В Синей спальне Зимнего дворца, где принято показывать произведения ювелирного искусства, Эрмитаж представил коллекцию Билджи Кенбера, который собирал элегантные украшения, служившие также сосудом для цветов.

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
В равной степени коллекция принадлежит супруге французского собирателя. Ей в подарок однажды на распродаже он купил портбукет, который положил начало одной из самых известных коллекций этого почти забытого дамского аксессуара.
Портбукет – сосуд, который служил украшением костюма и одновременно сохранял свежесть вставленных в него цветов. Его можно было держать в руке, прикреплять к одежде или к длинной ручке.
Этот аксессуар появился во Франции в эпоху Людовика ХIV, в XVIII веке пришел в Россию, в начале следующего столетия достиг Америки. Он изображен на старинных гравюрах как непременное украшение дамского костюма, будь то платье английской королевы Виктории, французской императрицы Евгении или русских именитых красавиц ХIХ столетия. Благодаря пристрастию венценосных особ к портбукетам эти вещицы стали любимым аксессуаром светских дам. Очень быстро они превратились в подарки, которыми обменивались во время визитов.
На выставке в Синей спальне 131 экспонат. Это портбукеты, созданные мастерами Западной Европы, Китая, Индии, России по большей части в середине ХIХ века, когда этот вид ювелирного искусства переживал период расцвета. За стеклом витрин изделия, в декоре которых использованы золото, серебро, слоновая кость, коралл, фарфор. Многие из них дамы держали в руках. Есть портбукеты – броши, их прикалывали к корсажу платья, бу-тоньерки – стеклянные флаконы с цветами, служившие украшением мужского костюма.
Коллекцию Кенбера дополняют экспонаты из собрания Эрмитажа – 19 предметов, демонстрирующих талант мастеров стран Западной Европы, Китая и России.
Для собрания Кенбера это девятая по счету выставка. Эрмитаж демонстрирует большой комплекс портбукетов впервые. В отечественных и европейских музеях такого материала немного. Предметом коллекционирования портбукет стал в двадцатых годах прошлого века. В основном известны престижные королевские и частные коллекции.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (5472) от 04.06.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии