Знакомая незнакомая классика. В ТЮЗе состоялись гастроли Московского театра «У Никитских ворот»
На Большой сцене ТЮЗа имени А. А. Брянцева состоялись масштабные гастроли Московского театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. Так сложилось, что в городе на Неве театр, который прежде радовал петербургских поклонников почти ежегодными приездами, не был около пятнадцати лет. Правда, есть в этом и некий «плюс»: публика спешила заполнить залы, чтобы ознакомиться с новыми постановками.
ФОТО Luis Gherasim on Unsplash
Гастрольная афиша объединила пять спектаклей: «История лошади», «Пляшущие человечки», «Душечка», «На бис!» и «Три мушкетера».
«История лошади» — визитная карточка театра «У Никитских ворот». Сценическая версия повести Льва Толстого «Холстомер», созданная Розовским и поэтом Юрием Ряшенцевым в жанре русского мюзикла, идет на сцене театра с 1986 года. Тем интереснее увидеть спектакль-долгожитель сегодня. Сравнения с прославленной постановкой Георгия Товстоногова на сцене БДТ с Евгением Лебедевым в главной роли вряд ли уместны. Здесь все другое и по‑другому. И по жанру, и по подходу. В главной роли Александр Масалов — артист хорошо знакомый спортивным болельщикам. Под псевдонимом Александр Елагин выпускник факультета журналистики МГУ стал известным спортивным комментатором и телеведущим. Театральную же карьеру начинал в студенческом театре Московского университета, которым руководил в ту пору Роман Виктюк. В труппе театра «У Никитских ворот» Масалов с 1989 года. По словам самого артиста, мысли о работе в другом театре не посещали никогда. Да и почвы для таких мыслей не было: ежегодно театр выпускает около 10 премьер, и за время работы Масалов сыграл невероятное множество разноплановых ролей в классическом репертуаре. Когда‑то это были Вронский и Раскольников, сегодня: Сальери («Амадей»), Пугачев («Капитанская дочка»), Войницкий («Дядя Ваня»), Модест Алексеевич («Анна на шее»), и это далеко не полный перечень актерских работ — прошлых и нынешних. Холстомер в исполнении Масалова — глубоко личное повествование о несбывшемся счастье. Артист существует в предлагаемых обстоятельствах предельно органично, глаза, полные боли и какой‑то вынужденной покорности, устремлены в зрительный зал, и, как и у Толстого, это не о жизни лошадей, это литературно-сценическая метафора, вырастающая в притчу.
Музыка сфер театра. В БДТ им. Г. А. Товстоногова представили сразу два необычных проектаНеожиданной стала интерпретация рассказа Артура Конан Дойла «Пляшущие человечки», музыку к которой сочинил Игорь Левин. По словам Марка Григорьевича, идея постановки родилась, когда он увидел этих самых человечков на страницах книги: «Надо их обязательно оживить!». Вот и оживили вместе с хореографом Ольгой Костель. Спектакль, пронизанный музыкой насквозь, сам Розовский называет его театральным фэнтези, решен в детективно-юмористическом ключе.
Еще один спектакль в жанре «русского мюзикла» — чеховская «Душечка». Постановка, осуществленная в конце прошлого года, является частью проекта «Чехов. Женщины. Триптих», куда вошли также «Попрыгунья» и «Анна на шее». В Москве спектакли идут три вечера подряд, художественный руководитель театра пообещал привезти в следующий раз остальные части триптиха, что было бы весьма уместно. Музыку к «Душечке» сочинил Максим Дунаевский, в роли Оленьки — Николина Калиберда. Дочь кинозвезды из 1990‑х Оксаны Калиберда, в труппу театра была принята в 2017 году после окончания Театрального института имени Б. Щукина, где училась как актриса драмы. В том же году получила премию «Звезда Театрала» за лучшую женскую роль второго плана в спектакле «Горе от ума» (Лизанька), через три года к ней прибавилась премия за главную — Констанции Моцарт — роль в спектакле «Амадей». Творческий багаж молодой актрисы богат: Сонечка Мармеладова, Миледи, Маша Миронова («Капитанская дочка»), Раиса Захаровна («Любовь и голуби»), Альдонса Лоренсо («Дон Кихот»). В «Истории лошади» Калиберда появляется в образе Вязопурихи — старой лошади, которая в воспоминаниях Холстомера молодеет и обретает девичью грацию.
Завершающим аккордом гастролей стали два показа «Трех мушкетеров». Несмотря на то что именно Марк Розовский написал сценарий к популярнейшему фильму Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) с музыкой Максима Дунаевского, театральная версия выстроена иначе. Поэтому, как и в случае с «Историей лошади», — это два абсолютно разных произведения. Можно просто вновь услышать знакомую (и незнакомую) по фильму музыку, погрузиться в перипетии драматической истории о подвесках королевы, которые, к слову, в спектакле танцуют, как и пляшущие человечки, и в сотый раз восхититься благородством героев Дюма.
Квинтэссенцией же гастролей можно назвать шоу «На бис» — собрание самых ярких мюзикольных номеров из репертуара театра. Что ж, часть лучших из труппы, которую он «коллекционировал», по собственному утверждению, в течение 43 лет, Марк Розовский представил. С лихвой. Итог? Полные залы и подслушанный в антракте разговор, что надо бы съездить в Москву и подгадать поездку, чтобы попасть на определенный спектакль из репертуара театра «У Никитских ворот». Можно, конечно, и в Москву, а может, лучше опять к нам, не выжидая следующие пятнадцать лет?!
Читайте также:
Азбучные истины. В ЦВЗ «Манеж» открылась большая выставка «Все Бенуа — всё Бенуа»
В Северной столице проходит детский музыкальный конкурс имени Андрея Петрова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (8057) от 16.12.2025 под заголовком «Знакомая незнакомая классика».




Комментарии