Зимний без мифов
25 октября в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца - от Иорданской галереи на первом этаже до Малой столовой на втором - развернется главная выставка 2017 года «Зимний дворец и Эрмитаж.1917. История творилась здесь» (для широкой публики она будет доступна с 26 октября).

Экспозиция включает более 250 экспонатов, не только из коллекций Эрмитажа. Многие коллеги поделились с ним уникальными экспонатами. Например, из фондов ГМЗ «Павловск» происходит форма медицинской сестры, которую носила императрица Александра Федоровна, работая в лазарете. Музей Фаберже предоставил редкие фотографии, на которых запечатлены последние дни жизни Романовых в Ипатьевском доме. Государственный архив РФ предоставил ценнейшие документы, редко покидающие фонды: дневники Николая Второго и Александры Федоровны, подлинное «Отречение» императора, а также отказ великого князя Михаила Александровича принять власть. Эти документы поставили точку в истории Российской империи.
По словам куратора выставки Вячеслава Федорова, она существенно отличается от множества экспозиций на эту тему, которые проходят чередой весь год не только в России, но и за рубежом:
- Наша выставка не о революции вообще. Она именно о событиях в Зимнем дворце и Эрмитаже, происходивших в 1917 году, о судьбах обитателей дворца.
Куратор выставки рекомендовал всем обратить особое внимание на раздел «Служители Эрмитажа», которые до последнего момента исполняли свои обязанности.
В основе выставки - исторические документы, фотографии, мемориальные предметы, произведения живописи и графики.
Дизайн выставки разработали сотрудники голландского Бюро Каспар Конейн, которые оформляли выставку «1917. Романовы и революция», прошедшую в центре «Эрмитаж - Амстердам» зимой этого года.
Иорданская лестница и Иорданская галерея встретят посетителей Эрмитажа революционными плакатами. В Аванзале можно будет прикоснуться к жизни последнего императора России Николая II и его семьи: личные вещи, фотографии, игрушки и рисунки детей.
Экспозиция в Николаевском зале расскажет об участии России в Первой мировой войне, а также о благотворительной деятельности Романовых. Часть экспозиции будет посвящена истории лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и предназначался для тяжелораненых солдат. В этом же зале будут экспозиции, рассказывающие о Февральской революции, Временном правительстве и Александре Керенском в Зимнем дворце.
В Малой столовой можно будет узнать о том, как происходили события в роковую ночь с 25 на 26 октября, когда Антонов-Овсеенко с группой солдат и матросов арестовал членов Временного правительства. Любопытно, что никакого штурма, как показано в фильмах Эйзенштейна, Ромма, Бондарчука, не было. Они беспрепятственно вошли во дворец, поскольку большинство защитников правительства покинули здание. Лишь часть Женского батальона смерти и несколько юнкеров перед Малой столовой были готовы стоять до последнего. Но министры не хотели кровопролития и приказали прекратить сопротивление.
Георгий Вилинбахов, замдиректора Эрмитажа по науке, напомнил, что Эрмитаж обращается к революционной теме не в первый раз:
- В музее уже отмечали 50-летие революции. И тогда была разработана экскурсия, в ходе которой рассказывалось, что и как происходило. Это было очень важно, потому что к тому времени уже сформировалось множество мифов о революции, во многом благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Октябрь». В нем Зимний дворец берут штурмом, а толпа революционных солдат и матросов бежит арестовывать Временное правительство по Иорданской лестнице.
Работу по реконструкции действительных событий продолжил Виталий Старцев, написавший книгу «Зимний дворец в 1917 году».
Материалы рубрики
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
В Вологде открылась выставка «Не?нужная память»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии