Зигзаги неудачи

30 июня свой сезон закрыл театр «На Литейном». За последние два месяца этот театр пережил столько потрясений, сколько ему не выпадало, кажется, за всю его богатую историю.

Зигзаги неудачи | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Напомним читателям: после зимнего увольнения Игоря Ларина с поста главного режиссера областной комитет по культуре неожиданно назначил проверку деятельности театра и нашел ее «неэффективной». В рекордные сроки была создана Генеральная дирекция театров на Васильевском и «На Литейном» под единым руководством Владимира Словохотова, возглавляющего Театр на Васильевском.

Труппа Литейного (поддержанная театральной общественностью) восприняла это решение в штыки, а своими аргументами по этому поводу поделилась не только с областным и городским руководством, но и с федеральным начальством. Больше всего артисты беспокоились о возможной утрате творческой самостоятельности своего театра.

Скандал разразился серьезный, и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, отметив «преждевременность» решения своих подчиненных, отменил учреждение генеральной дирекции. Но праздновать победу было рано: исполняющим обязанности директора театра «На Литейном» был назначен все тот же Владимир Словохотов (уволить прежнего директора Андрея Лобанова невозможно, поскольку тот находится на больничном). Этот зигзаг судьбы был воспринят труппой как продолжение прежней политики иными средствами. Актеры вышли на митинг.

Однако завершить мизансцену, известную по картине Делакруа «Свобода на баррикадах», тоже не удалось: Владимир Словохотов пригласил на роль худрука театра опытнейшего директора и легендарного «театрального строителя» Бориса Мездрича (возглавлявшего до этого Омскую драму, Ярославский драматический театр и Театр оперы и балета в Новосибирске). Это был бы блестящий ход: если кто-то и мог вывести театр «На Литейном» из многолетнего творческого кризиса, то это именно Борис Мездрич – в возглавляемых им театрах всегда кипела созидательная энергия.

Известие быстро разнеслось по городу, порадовав людей театра, но и эта радость оказалась преждевременной: областной комитет по культуре заявил, что кандидатура Бориса Мездрича не была с ним согласована, а потому не утверждена. «Несогласованность» назначения Мездрича на пост по множеству обстоятельств выглядит крайне сомнительной. Куда более вероятной причиной отказа служит печально памятный скандал в Новосибирске с закрытием спектакля «Тангейзер», поставленного Тимофеем Кулябиным. Борис Мездрич до конца оставался на стороне своего театра и режиссера, не подчинился приказу закрыть спектакль, за что поплатился карьерой и нажил немало высокопоставленных врагов.

Но и этим разочарованием нынешняя история театра «На Литейном» не закончилась. Вновь появилась надежда: теперь уже на то, что театр, к которому предъявлялось столько претензий по поводу обслуживания областного зрителя (как субъективных, так и объективных), может уйти из областного подчинения и перейти в ведение Петербурга. Александр Дрозденко выразил готовность передать театр, а Георгий Полтавченко практически немедленно дал распоряжение этот вопрос рассмотреть.

Положительное решение отменило бы сразу множество проблем и восстановило если не историческую справедливость, то культурную гармонию: театр «На Литейном» в его лучшие периоды (а они у этого театра случались, и не раз) умел удивительным образом преодолевать рутину и, преображаясь до неузнаваемости, становиться одним из самых ярких и своеобразных театров Петербурга, чьи достижения были значительно выше «областной судьбы».

Но пока вопрос о подчинении театра городу находится на неопределенной стадии. А тем временем в театр «На Литейном» назначили нового главного режиссера – им стал Сергей Морозов, ученик Семена Спивака, некоторое время возглавлявший театры в Костроме, Новгороде и Ульяновске. После службы в провинции он вернулся в Петербург, где в Молодежном театре на Фонтанке поставил спектакли «Время для посещений» Миттерера, «Четыре танго о любви» Э.-Э. Шмитта и «Наш городок» Уайлдера. Кроме того, Сергей Морозов является выпускником Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по специальности «Менеджмент» и Школы театрального лидера при Центре имени Вс. Мейерхольда. Обеспечат ли все эти умения и навыки молодого режиссера столь необходимый театру творческий прорыв или же труппа театра «На Литейном», добившись, чтобы ее оставили в покое, и в самом деле в очередной раз успокоится на годы безмятежного и рутинного существования – покажет только будущий сезон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (5491) от 02.07.2015.


Комментарии