Зигзаги неудачи

30 июня свой сезон закрыл театр «На Литейном». За последние два месяца этот театр пережил столько потрясений, сколько ему не выпадало, кажется, за всю его богатую историю.

Зигзаги неудачи | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Напомним читателям: после зимнего увольнения Игоря Ларина с поста главного режиссера областной комитет по культуре неожиданно назначил проверку деятельности театра и нашел ее «неэффективной». В рекордные сроки была создана Генеральная дирекция театров на Васильевском и «На Литейном» под единым руководством Владимира Словохотова, возглавляющего Театр на Васильевском.

Труппа Литейного (поддержанная театральной общественностью) восприняла это решение в штыки, а своими аргументами по этому поводу поделилась не только с областным и городским руководством, но и с федеральным начальством. Больше всего артисты беспокоились о возможной утрате творческой самостоятельности своего театра.

Скандал разразился серьезный, и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, отметив «преждевременность» решения своих подчиненных, отменил учреждение генеральной дирекции. Но праздновать победу было рано: исполняющим обязанности директора театра «На Литейном» был назначен все тот же Владимир Словохотов (уволить прежнего директора Андрея Лобанова невозможно, поскольку тот находится на больничном). Этот зигзаг судьбы был воспринят труппой как продолжение прежней политики иными средствами. Актеры вышли на митинг.

Однако завершить мизансцену, известную по картине Делакруа «Свобода на баррикадах», тоже не удалось: Владимир Словохотов пригласил на роль худрука театра опытнейшего директора и легендарного «театрального строителя» Бориса Мездрича (возглавлявшего до этого Омскую драму, Ярославский драматический театр и Театр оперы и балета в Новосибирске). Это был бы блестящий ход: если кто-то и мог вывести театр «На Литейном» из многолетнего творческого кризиса, то это именно Борис Мездрич – в возглавляемых им театрах всегда кипела созидательная энергия.

Известие быстро разнеслось по городу, порадовав людей театра, но и эта радость оказалась преждевременной: областной комитет по культуре заявил, что кандидатура Бориса Мездрича не была с ним согласована, а потому не утверждена. «Несогласованность» назначения Мездрича на пост по множеству обстоятельств выглядит крайне сомнительной. Куда более вероятной причиной отказа служит печально памятный скандал в Новосибирске с закрытием спектакля «Тангейзер», поставленного Тимофеем Кулябиным. Борис Мездрич до конца оставался на стороне своего театра и режиссера, не подчинился приказу закрыть спектакль, за что поплатился карьерой и нажил немало высокопоставленных врагов.

Но и этим разочарованием нынешняя история театра «На Литейном» не закончилась. Вновь появилась надежда: теперь уже на то, что театр, к которому предъявлялось столько претензий по поводу обслуживания областного зрителя (как субъективных, так и объективных), может уйти из областного подчинения и перейти в ведение Петербурга. Александр Дрозденко выразил готовность передать театр, а Георгий Полтавченко практически немедленно дал распоряжение этот вопрос рассмотреть.

Положительное решение отменило бы сразу множество проблем и восстановило если не историческую справедливость, то культурную гармонию: театр «На Литейном» в его лучшие периоды (а они у этого театра случались, и не раз) умел удивительным образом преодолевать рутину и, преображаясь до неузнаваемости, становиться одним из самых ярких и своеобразных театров Петербурга, чьи достижения были значительно выше «областной судьбы».

Но пока вопрос о подчинении театра городу находится на неопределенной стадии. А тем временем в театр «На Литейном» назначили нового главного режиссера – им стал Сергей Морозов, ученик Семена Спивака, некоторое время возглавлявший театры в Костроме, Новгороде и Ульяновске. После службы в провинции он вернулся в Петербург, где в Молодежном театре на Фонтанке поставил спектакли «Время для посещений» Миттерера, «Четыре танго о любви» Э.-Э. Шмитта и «Наш городок» Уайлдера. Кроме того, Сергей Морозов является выпускником Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по специальности «Менеджмент» и Школы театрального лидера при Центре имени Вс. Мейерхольда. Обеспечат ли все эти умения и навыки молодого режиссера столь необходимый театру творческий прорыв или же труппа театра «На Литейном», добившись, чтобы ее оставили в покое, и в самом деле в очередной раз успокоится на годы безмятежного и рутинного существования – покажет только будущий сезон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (5491) от 02.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?