Зигзаги неудачи

30 июня свой сезон закрыл театр «На Литейном». За последние два месяца этот театр пережил столько потрясений, сколько ему не выпадало, кажется, за всю его богатую историю.

Зигзаги неудачи | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Напомним читателям: после зимнего увольнения Игоря Ларина с поста главного режиссера областной комитет по культуре неожиданно назначил проверку деятельности театра и нашел ее «неэффективной». В рекордные сроки была создана Генеральная дирекция театров на Васильевском и «На Литейном» под единым руководством Владимира Словохотова, возглавляющего Театр на Васильевском.

Труппа Литейного (поддержанная театральной общественностью) восприняла это решение в штыки, а своими аргументами по этому поводу поделилась не только с областным и городским руководством, но и с федеральным начальством. Больше всего артисты беспокоились о возможной утрате творческой самостоятельности своего театра.

Скандал разразился серьезный, и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, отметив «преждевременность» решения своих подчиненных, отменил учреждение генеральной дирекции. Но праздновать победу было рано: исполняющим обязанности директора театра «На Литейном» был назначен все тот же Владимир Словохотов (уволить прежнего директора Андрея Лобанова невозможно, поскольку тот находится на больничном). Этот зигзаг судьбы был воспринят труппой как продолжение прежней политики иными средствами. Актеры вышли на митинг.

Однако завершить мизансцену, известную по картине Делакруа «Свобода на баррикадах», тоже не удалось: Владимир Словохотов пригласил на роль худрука театра опытнейшего директора и легендарного «театрального строителя» Бориса Мездрича (возглавлявшего до этого Омскую драму, Ярославский драматический театр и Театр оперы и балета в Новосибирске). Это был бы блестящий ход: если кто-то и мог вывести театр «На Литейном» из многолетнего творческого кризиса, то это именно Борис Мездрич – в возглавляемых им театрах всегда кипела созидательная энергия.

Известие быстро разнеслось по городу, порадовав людей театра, но и эта радость оказалась преждевременной: областной комитет по культуре заявил, что кандидатура Бориса Мездрича не была с ним согласована, а потому не утверждена. «Несогласованность» назначения Мездрича на пост по множеству обстоятельств выглядит крайне сомнительной. Куда более вероятной причиной отказа служит печально памятный скандал в Новосибирске с закрытием спектакля «Тангейзер», поставленного Тимофеем Кулябиным. Борис Мездрич до конца оставался на стороне своего театра и режиссера, не подчинился приказу закрыть спектакль, за что поплатился карьерой и нажил немало высокопоставленных врагов.

Но и этим разочарованием нынешняя история театра «На Литейном» не закончилась. Вновь появилась надежда: теперь уже на то, что театр, к которому предъявлялось столько претензий по поводу обслуживания областного зрителя (как субъективных, так и объективных), может уйти из областного подчинения и перейти в ведение Петербурга. Александр Дрозденко выразил готовность передать театр, а Георгий Полтавченко практически немедленно дал распоряжение этот вопрос рассмотреть.

Положительное решение отменило бы сразу множество проблем и восстановило если не историческую справедливость, то культурную гармонию: театр «На Литейном» в его лучшие периоды (а они у этого театра случались, и не раз) умел удивительным образом преодолевать рутину и, преображаясь до неузнаваемости, становиться одним из самых ярких и своеобразных театров Петербурга, чьи достижения были значительно выше «областной судьбы».

Но пока вопрос о подчинении театра городу находится на неопределенной стадии. А тем временем в театр «На Литейном» назначили нового главного режиссера – им стал Сергей Морозов, ученик Семена Спивака, некоторое время возглавлявший театры в Костроме, Новгороде и Ульяновске. После службы в провинции он вернулся в Петербург, где в Молодежном театре на Фонтанке поставил спектакли «Время для посещений» Миттерера, «Четыре танго о любви» Э.-Э. Шмитта и «Наш городок» Уайлдера. Кроме того, Сергей Морозов является выпускником Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по специальности «Менеджмент» и Школы театрального лидера при Центре имени Вс. Мейерхольда. Обеспечат ли все эти умения и навыки молодого режиссера столь необходимый театру творческий прорыв или же труппа театра «На Литейном», добившись, чтобы ее оставили в покое, и в самом деле в очередной раз успокоится на годы безмятежного и рутинного существования – покажет только будущий сезон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (5491) от 02.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.