Итальянская абстракция добралась до Эрмитажа

С эстетской выставки художника Акилле Перилли Эрмитаж начал проект «Абстракция в Италии», который соединит показы, образовательные программы, разговоры об искусстве ХХ века. 35 картин Перилли предоставлены Музеем Умберто Мастроянни из Рима.

Итальянская абстракция добралась до Эрмитажа  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как пояснил Дмитрий Озерков, куратор выставки заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, задача этого проекта показать «не историю искусства, а истории искусства».

Их было много в прошлом веке. В 1947 году Перилли стал организатором объединения римских художников «Группа Форма 1». Кстати, одного из них - скульптора Пьетро Консарга Эрмитаж персонально показывал в середине 1980-х годов на знаменитом третьем этаже Зимнего дворца, по соседству с постимпрессионистами. Перилли был участником групповой выставки «Ориентации в итальянском искусстве, 1947 - 1989», которая состоялась в Ленинграде в 1989 году. Но тогда на нашу публику обрушился такой поток художественных открытий и новых имен, что тот проект прошел незамеченным.

Участниками «Формы 1» были люди с марксистскими политическими взглядами, но предпочитавшие нефигуративное искусство. Перилли экспериментировал с геометрической абстракцией, искал способ, не выходя за пределы плоскости холста и используя только масляные краски, «взорвать» картину, уйти от понятий «центр и периферия», «хаос и строгая композиция». Эти поиски хорошо видны в картинах «Любовь птицы», «Подвешенные проблемы», «Прямой зигзаг, пронизывающий мир», «Геометрические видения» и других. Говорят, что подобные видения помогают создателям современной вычислительной техники и компьютерных программ.

В творчестве итальянского художника легко найти влияние многих классиков модернизма - Кандинского, Клее, Эль Лисицкого, школы Баухауза. Он и не прячет своего родства.

«Форма 1» просуществовала недолго. В середине 1950-х годов в художественный мир ворвался поп-арт, который «смел» все течения. Эксперименты Перилли и его товарищей оказались вне мейнстрима. Но и маргиналом его назвать нельзя, он пользуется успехом у коллекционеров и знатоков итальянского послевоенного искусства, оставаясь его значимой страницей. 91-летний синьор Перилли продолжает работать и сегодня, но по состоянию здоровья не смог приехать в Петербург.

В феврале 2019-го Перилли сменит другой итальянский абстракционист Умберто Мариани. Его также покажут в Красном и Зеленом залах-трансформерах Главного штаба, где, как выяснилось, хорошо себя чувствует искусство любого времени. На начало будущей весны намечены и основные «разговорные» события проекта «Абстракция в Италии».

#Эрмитаж #выставка #Италия #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6348) от 21.12.2018 под заголовком «Зигзаг синьора Перилли».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?