Итальянская абстракция добралась до Эрмитажа

С эстетской выставки художника Акилле Перилли Эрмитаж начал проект «Абстракция в Италии», который соединит показы, образовательные программы, разговоры об искусстве ХХ века. 35 картин Перилли предоставлены Музеем Умберто Мастроянни из Рима.

Итальянская абстракция добралась до Эрмитажа  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как пояснил Дмитрий Озерков, куратор выставки заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, задача этого проекта показать «не историю искусства, а истории искусства».

Их было много в прошлом веке. В 1947 году Перилли стал организатором объединения римских художников «Группа Форма 1». Кстати, одного из них - скульптора Пьетро Консарга Эрмитаж персонально показывал в середине 1980-х годов на знаменитом третьем этаже Зимнего дворца, по соседству с постимпрессионистами. Перилли был участником групповой выставки «Ориентации в итальянском искусстве, 1947 - 1989», которая состоялась в Ленинграде в 1989 году. Но тогда на нашу публику обрушился такой поток художественных открытий и новых имен, что тот проект прошел незамеченным.

Участниками «Формы 1» были люди с марксистскими политическими взглядами, но предпочитавшие нефигуративное искусство. Перилли экспериментировал с геометрической абстракцией, искал способ, не выходя за пределы плоскости холста и используя только масляные краски, «взорвать» картину, уйти от понятий «центр и периферия», «хаос и строгая композиция». Эти поиски хорошо видны в картинах «Любовь птицы», «Подвешенные проблемы», «Прямой зигзаг, пронизывающий мир», «Геометрические видения» и других. Говорят, что подобные видения помогают создателям современной вычислительной техники и компьютерных программ.

В творчестве итальянского художника легко найти влияние многих классиков модернизма - Кандинского, Клее, Эль Лисицкого, школы Баухауза. Он и не прячет своего родства.

«Форма 1» просуществовала недолго. В середине 1950-х годов в художественный мир ворвался поп-арт, который «смел» все течения. Эксперименты Перилли и его товарищей оказались вне мейнстрима. Но и маргиналом его назвать нельзя, он пользуется успехом у коллекционеров и знатоков итальянского послевоенного искусства, оставаясь его значимой страницей. 91-летний синьор Перилли продолжает работать и сегодня, но по состоянию здоровья не смог приехать в Петербург.

В феврале 2019-го Перилли сменит другой итальянский абстракционист Умберто Мариани. Его также покажут в Красном и Зеленом залах-трансформерах Главного штаба, где, как выяснилось, хорошо себя чувствует искусство любого времени. На начало будущей весны намечены и основные «разговорные» события проекта «Абстракция в Италии».

#Эрмитаж #выставка #Италия #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6348) от 21.12.2018 под заголовком «Зигзаг синьора Перилли».


Комментарии