Итальянская абстракция добралась до Эрмитажа
С эстетской выставки художника Акилле Перилли Эрмитаж начал проект «Абстракция в Италии», который соединит показы, образовательные программы, разговоры об искусстве ХХ века. 35 картин Перилли предоставлены Музеем Умберто Мастроянни из Рима.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как пояснил Дмитрий Озерков, куратор выставки заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, задача этого проекта показать «не историю искусства, а истории искусства».
Их было много в прошлом веке. В 1947 году Перилли стал организатором объединения римских художников «Группа Форма 1». Кстати, одного из них - скульптора Пьетро Консарга Эрмитаж персонально показывал в середине 1980-х годов на знаменитом третьем этаже Зимнего дворца, по соседству с постимпрессионистами. Перилли был участником групповой выставки «Ориентации в итальянском искусстве, 1947 - 1989», которая состоялась в Ленинграде в 1989 году. Но тогда на нашу публику обрушился такой поток художественных открытий и новых имен, что тот проект прошел незамеченным.
Участниками «Формы 1» были люди с марксистскими политическими взглядами, но предпочитавшие нефигуративное искусство. Перилли экспериментировал с геометрической абстракцией, искал способ, не выходя за пределы плоскости холста и используя только масляные краски, «взорвать» картину, уйти от понятий «центр и периферия», «хаос и строгая композиция». Эти поиски хорошо видны в картинах «Любовь птицы», «Подвешенные проблемы», «Прямой зигзаг, пронизывающий мир», «Геометрические видения» и других. Говорят, что подобные видения помогают создателям современной вычислительной техники и компьютерных программ.
В творчестве итальянского художника легко найти влияние многих классиков модернизма - Кандинского, Клее, Эль Лисицкого, школы Баухауза. Он и не прячет своего родства.
«Форма 1» просуществовала недолго. В середине 1950-х годов в художественный мир ворвался поп-арт, который «смел» все течения. Эксперименты Перилли и его товарищей оказались вне мейнстрима. Но и маргиналом его назвать нельзя, он пользуется успехом у коллекционеров и знатоков итальянского послевоенного искусства, оставаясь его значимой страницей. 91-летний синьор Перилли продолжает работать и сегодня, но по состоянию здоровья не смог приехать в Петербург.
В феврале 2019-го Перилли сменит другой итальянский абстракционист Умберто Мариани. Его также покажут в Красном и Зеленом залах-трансформерах Главного штаба, где, как выяснилось, хорошо себя чувствует искусство любого времени. На начало будущей весны намечены и основные «разговорные» события проекта «Абстракция в Италии».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6348) от 21.12.2018 под заголовком «Зигзаг синьора Перилли».
Комментарии