Жизнь и ее прекрая снаясторона

Коллекция Эрмитажа пополнилась костюмами оперной дивы Елены Образцовой.

Жизнь и ее прекрая снаясторона |  Больше всего Елена Васильевна Образцова любила черный цвет. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Больше всего Елена Васильевна Образцова любила черный цвет. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Нет великого и малого в искусстве, – считал великий художник Леон Бакст, чьи костюмы к дягилевским «Русским сезонам» когда-то покорили Париж и оказали сильное влияние на развитие моды. – Все – искусство... Великий скульптор Бенвенуто Челлини собственноручно делал чашки и солонки». Бакст писал своей будущей жене Любови Гриценко: «Одевайтесь, как цветок! У вас столько вкуса. Да это ведь одна из радостей этой земли! Носите у корсажа цветы, душитесь, завертывайтесь в кружева – все это безумно красиво. Все это жизнь и ее прекрасная сторона».

Это с его легкой руки к моде, которую прежде считали безделицей, стали относиться, как к искусству. В 80-х годах прошлого века в крупнейших музеях мира начали устраивать выставки модельеров и покупать их творения.

Эрмитаж, в котором еще в конце 80-х годов прошлого века прошла выставка Ива Сен-Лорана, сейчас работает над формированием коллекции современного костюма и моды в отделе истории русской культуры. В составе собрания уже есть, например, костюмы, которые «играли» в фильме Александра Сокурова «Фауст», работы талантливого петербургского модельера Константина Гончарова, ушедшего из жизни в 1990-е годы в совсем молодом возрасте, модели Татьяны Котеговой. На днях коллекция пополнилась 34 предметами костюма и аксессуаров, принадлежавших великой оперной певице Елене Образцовой. Их передала в дар музею ее дочь певица Елена Макарова.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая церемонию, сказал:

– Эрмитаж всегда экспонировал костюмы, у нас громадная коллекция. Сейчас мы начали коллекционировать современный костюм. А эти платья не просто красивые вещи, они обладают мемориальной ценностью. Ведь это костюмы великого человека. Елена Васильевна любила наш музей, она бывала у нас, давала концерты. Для нас Елена Образцова – образец того, как люди должны вести себя в искусстве и в жизни и величайший образец высочайшего вкуса. Да не обидятся на меня модельеры, художники, но скажу, что когда заказчик такой, то пятьдесят процентов успеха модельера заключается в его личности. Это как в «Танце» Матисса – пятьдесят процентов Матисса и пятьдесят процентов Сергея Щукина.

В атриуме Главного штаба выстроились манекены, облаченные в роскошные вечерние платья. Рядом – портрет Елены Образцовой, которая недавно оставила этот мир. Платьев не так много. Преобладают черные. На их драматическом фоне яркие акценты – наряды розового, синего и зеленого цветов. Но, кажется, ее цвет все-таки черный.

Кристиан Диор, один из величайших модельеров ушедшего столетия, часто говорил, что платья оживают на женщине, когда ею начинают восхищаться. В этом можно было убедиться, увидев Елену Макарову, дочь Елены Васильевны, которая встречала гостей в одном из концертных платьев своей матери. Это платье от петербургского модельера Татьяны Котеговой: очень длинное, ниспадающее роскошными складками. Елена Макарова выглядела в нем так, будто сошла с картины кого-нибудь из прерафаэлитов.

По ее словам, все платья с историей. Но самое интересное с этой точки зрения – скромное черное, которое юная Елена Образцова купила в Париже, потратив все свои суточные. В нем она потом выступала на конкурсе Чайковского в Москве в 1970 году и получила первую премию.

– Мамины туфли я в детстве любила примерять, – вспоминает Елена. – А вот к платьям меня поначалу не подпускали, чтобы не испортила. Но однажды мама привезла из Америки подаренного ей зверька, похожего на тушканчика. И в один прекрасный день он пропал. Искали по всей квартире, не нашли и подумали, что с ним что-то сделал наш кот. А потом нашли – оказалось, что он сделал себе в укромном уголке гнездо из маминых шифоновых платьев, прогрыз в них дыры. С тех пор платья от меня перестали прятать.

Мама комплексовала по поводу фигуры, все время стремилась похудеть. И потому очень любила черный цвет, который стройнит. Когда она садилась на диету, то меры не знала, мы переживали за ее здоровье. И нам казалось, что она выглядела лучше, когда была в теле – роскошная статная русская женщина.

К одежде Елена Васильевна относилась бережно, ведь она помнила трудные времена, когда не было денег на роскошные наряды и она все время носила черный костюм и белую блузку к нему.

– Ее даже называли монашкой, – говорит дочь.

«Тряпичницей» Елена Васильевна не была, с легкостью раздаривала свои платья подругам. В обычной жизни, когда ей не надо было соответствовать образу дивы, она предпочитала удобную одежду, любила брюки, туники.

Концертные костюмы хранились у нее в доме на манекенах или подвешивались на балку под потолком, чтобы не мялись.

На вопрос, не жалко ли ей расставаться с мамиными вещами, Елена Макарова ответила, что не хочет превращаться в скупого рыцаря, который сидит на сундуке, набитом добром:

– Я рада отдать и платья, и ноты, и какие-то фотографии из семейных архивов, мне важно, чтобы люди помнили маму, чтобы студенты учились на ее примере. Эрмитаж – знаменитый музей, в нем всегда много посетителей. Так зачем я буду хранить платья дома, в квартире? Чтобы на них спали мои кошки? Или держать в сейфе ее драгоценности, которые я сама никогда не надену, потому что я не такая публичная персона, какой была мама, мне особо некуда их носить.

Елена рассказала, что собирается устроить аукцион, на котором будут проданы некоторые вещи, принадлежавшие Елене Васильевне. Вырученные средства пойдут в Фонд борьбы с лейкемией и на поддержку Фонда Елены Образцовой. В планах также организация фестиваля оперных певцов «Елена».

На церемонии присутствовала Татьяна Котегова. Она поделилась с вашим корреспондентом своими воспоминаниями о Елене Образцовой:

– Мы общались с Еленой Васильевной лет девять. Не только как модельер и заказчик, а просто дружили. Когда она приходила в наш модный дом, чтобы заказать какие-то вещи, то полностью доверялась нам, говорила мне: «Делай что хочешь!». Она любила черный цвет, и тут наши предпочтения совпадали. Мы делали для нее и концертные платья, и повседневную одежду. Ей очень нравились туники с брюками. Мы могли разговаривать часами: об искусстве, о моде, о жизни – обо всем на свете. Иногда она даже пела у нас в модном доме – просто чтобы доставить нам удовольствие. Для меня ее уход из жизни – большая потеря. Она до последнего великолепно держалась, невозможно было поверить, что она больна. Я не могу назвать никого из оперных певцов, кого можно было бы с ней сравнить. Она просто царица.

А ее дочь Елена так похожа на мать! Чертами лица, манерой двигаться. Сегодня, когда она пела, мне иногда казалось, что передо мной молодая Елена Васильевна.

– А платье, в котором сегодня была Елена Макарова, тоже ваша работа?

– Да. Все платья мы делали для Елены Васильевны с такой любовью! И я сказала: «Леночка, оставь их себе, мы тебе переделаем». И мы действительно какие-то из платьев переделали для нее.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (5672) от 31.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.