Жизнь и ее прекрая снаясторона

Коллекция Эрмитажа пополнилась костюмами оперной дивы Елены Образцовой.

Жизнь и ее прекрая снаясторона |  Больше всего Елена Васильевна Образцова любила черный цвет. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Больше всего Елена Васильевна Образцова любила черный цвет. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Нет великого и малого в искусстве, – считал великий художник Леон Бакст, чьи костюмы к дягилевским «Русским сезонам» когда-то покорили Париж и оказали сильное влияние на развитие моды. – Все – искусство... Великий скульптор Бенвенуто Челлини собственноручно делал чашки и солонки». Бакст писал своей будущей жене Любови Гриценко: «Одевайтесь, как цветок! У вас столько вкуса. Да это ведь одна из радостей этой земли! Носите у корсажа цветы, душитесь, завертывайтесь в кружева – все это безумно красиво. Все это жизнь и ее прекрасная сторона».

Это с его легкой руки к моде, которую прежде считали безделицей, стали относиться, как к искусству. В 80-х годах прошлого века в крупнейших музеях мира начали устраивать выставки модельеров и покупать их творения.

Эрмитаж, в котором еще в конце 80-х годов прошлого века прошла выставка Ива Сен-Лорана, сейчас работает над формированием коллекции современного костюма и моды в отделе истории русской культуры. В составе собрания уже есть, например, костюмы, которые «играли» в фильме Александра Сокурова «Фауст», работы талантливого петербургского модельера Константина Гончарова, ушедшего из жизни в 1990-е годы в совсем молодом возрасте, модели Татьяны Котеговой. На днях коллекция пополнилась 34 предметами костюма и аксессуаров, принадлежавших великой оперной певице Елене Образцовой. Их передала в дар музею ее дочь певица Елена Макарова.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая церемонию, сказал:

– Эрмитаж всегда экспонировал костюмы, у нас громадная коллекция. Сейчас мы начали коллекционировать современный костюм. А эти платья не просто красивые вещи, они обладают мемориальной ценностью. Ведь это костюмы великого человека. Елена Васильевна любила наш музей, она бывала у нас, давала концерты. Для нас Елена Образцова – образец того, как люди должны вести себя в искусстве и в жизни и величайший образец высочайшего вкуса. Да не обидятся на меня модельеры, художники, но скажу, что когда заказчик такой, то пятьдесят процентов успеха модельера заключается в его личности. Это как в «Танце» Матисса – пятьдесят процентов Матисса и пятьдесят процентов Сергея Щукина.

В атриуме Главного штаба выстроились манекены, облаченные в роскошные вечерние платья. Рядом – портрет Елены Образцовой, которая недавно оставила этот мир. Платьев не так много. Преобладают черные. На их драматическом фоне яркие акценты – наряды розового, синего и зеленого цветов. Но, кажется, ее цвет все-таки черный.

Кристиан Диор, один из величайших модельеров ушедшего столетия, часто говорил, что платья оживают на женщине, когда ею начинают восхищаться. В этом можно было убедиться, увидев Елену Макарову, дочь Елены Васильевны, которая встречала гостей в одном из концертных платьев своей матери. Это платье от петербургского модельера Татьяны Котеговой: очень длинное, ниспадающее роскошными складками. Елена Макарова выглядела в нем так, будто сошла с картины кого-нибудь из прерафаэлитов.

По ее словам, все платья с историей. Но самое интересное с этой точки зрения – скромное черное, которое юная Елена Образцова купила в Париже, потратив все свои суточные. В нем она потом выступала на конкурсе Чайковского в Москве в 1970 году и получила первую премию.

– Мамины туфли я в детстве любила примерять, – вспоминает Елена. – А вот к платьям меня поначалу не подпускали, чтобы не испортила. Но однажды мама привезла из Америки подаренного ей зверька, похожего на тушканчика. И в один прекрасный день он пропал. Искали по всей квартире, не нашли и подумали, что с ним что-то сделал наш кот. А потом нашли – оказалось, что он сделал себе в укромном уголке гнездо из маминых шифоновых платьев, прогрыз в них дыры. С тех пор платья от меня перестали прятать.

Мама комплексовала по поводу фигуры, все время стремилась похудеть. И потому очень любила черный цвет, который стройнит. Когда она садилась на диету, то меры не знала, мы переживали за ее здоровье. И нам казалось, что она выглядела лучше, когда была в теле – роскошная статная русская женщина.

К одежде Елена Васильевна относилась бережно, ведь она помнила трудные времена, когда не было денег на роскошные наряды и она все время носила черный костюм и белую блузку к нему.

– Ее даже называли монашкой, – говорит дочь.

«Тряпичницей» Елена Васильевна не была, с легкостью раздаривала свои платья подругам. В обычной жизни, когда ей не надо было соответствовать образу дивы, она предпочитала удобную одежду, любила брюки, туники.

Концертные костюмы хранились у нее в доме на манекенах или подвешивались на балку под потолком, чтобы не мялись.

На вопрос, не жалко ли ей расставаться с мамиными вещами, Елена Макарова ответила, что не хочет превращаться в скупого рыцаря, который сидит на сундуке, набитом добром:

– Я рада отдать и платья, и ноты, и какие-то фотографии из семейных архивов, мне важно, чтобы люди помнили маму, чтобы студенты учились на ее примере. Эрмитаж – знаменитый музей, в нем всегда много посетителей. Так зачем я буду хранить платья дома, в квартире? Чтобы на них спали мои кошки? Или держать в сейфе ее драгоценности, которые я сама никогда не надену, потому что я не такая публичная персона, какой была мама, мне особо некуда их носить.

Елена рассказала, что собирается устроить аукцион, на котором будут проданы некоторые вещи, принадлежавшие Елене Васильевне. Вырученные средства пойдут в Фонд борьбы с лейкемией и на поддержку Фонда Елены Образцовой. В планах также организация фестиваля оперных певцов «Елена».

На церемонии присутствовала Татьяна Котегова. Она поделилась с вашим корреспондентом своими воспоминаниями о Елене Образцовой:

– Мы общались с Еленой Васильевной лет девять. Не только как модельер и заказчик, а просто дружили. Когда она приходила в наш модный дом, чтобы заказать какие-то вещи, то полностью доверялась нам, говорила мне: «Делай что хочешь!». Она любила черный цвет, и тут наши предпочтения совпадали. Мы делали для нее и концертные платья, и повседневную одежду. Ей очень нравились туники с брюками. Мы могли разговаривать часами: об искусстве, о моде, о жизни – обо всем на свете. Иногда она даже пела у нас в модном доме – просто чтобы доставить нам удовольствие. Для меня ее уход из жизни – большая потеря. Она до последнего великолепно держалась, невозможно было поверить, что она больна. Я не могу назвать никого из оперных певцов, кого можно было бы с ней сравнить. Она просто царица.

А ее дочь Елена так похожа на мать! Чертами лица, манерой двигаться. Сегодня, когда она пела, мне иногда казалось, что передо мной молодая Елена Васильевна.

– А платье, в котором сегодня была Елена Макарова, тоже ваша работа?

– Да. Все платья мы делали для Елены Васильевны с такой любовью! И я сказала: «Леночка, оставь их себе, мы тебе переделаем». И мы действительно какие-то из платьев переделали для нее.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (5672) от 31.03.2016.


Комментарии