Жизнь смеется и плачет. Какие комедии в репертуаре петербургских театров

Замечено, что мужественные люди редко жалуются на судьбу, как бы она их ни била. Они всегда стараются посмотреть на происходящее с юмором. И это помогает. В каждой хорошей комедии всегда присутствует оттенок печали. Как в жизни, которая, как говорила знаменитая писательница рубежа XIX – XX веков Тэффи, сколько смеется, столько и плачет. Комедия — сложный жанр. Пишут ли комедии современные драматурги? Мы поговорили с завлитами петербургских театров о том, какие комедии у них в репертуаре и как они ищут новые пьесы.

Жизнь смеется и плачет. Какие комедии в репертуаре петербургских театров | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Владимир КАНТОР, завлит театра «Суббота»:

В современной драматургии редко можно встретить «чистый» жанр, будь это комедия, драма или трагедия. Впрочем, как и в современной режиссуре. Это тенденция современного искусства — смешивать разные жанры, стили, виды искусства. В нашей недавней премьере «Родькин чердак» по мотивам «Преступления и наказания» действуют и актеры, и куклы, а психологический реализм Достоевского смешивается с экспрессионистским хоррором.

Если говорить о комедии в нашем театре «Суббота», то это прежде всего классика: Гоголь, Островский, Чехов, Вампилов. Самой популярной комедией в репертуаре «Субботы» остается гоголевский «Ревизор». Как комедия эта пьеса сегодня редко ставится. А у нас спектакль смешной.

Пример современных комедийных спектаклей со смешением жанров — «Марево любви». Современный драматург Клим написал философскую комедию на сюжет французского комедиографа XVIII века Пьера де Мариво.

Или спектакль молодого режиссера Кирилла Люкевича «Сталлоне любовь корова». Он поставлен по произведениям двух драматургов, которые участвовали в нашем конкурсе коротких пьес Stories: «Кто храбрее Сильвестра Сталлоне» Анастасии Шумиловой и «Корова» Лены Петуховой.

Я бы не стал утверждать, что человеку в сложные времена нужны именно комедии и мелодрамы, чтобы отвлечься. У определенной категории зрителей есть запрос на эти жанры в любые времена. А кому‑то в сложной психологической ситуации поможет, скажем, спектакль по Чехову или Достоевскому.

Мне кажется, не столь важно, на какой спектакль сегодня собирается публика — комедию, трагедию. Важно, что театр сегодня — место встречи и живого общения. Кто хочет просто развлечься, не задумываясь о жизни и смерти, легко может сделать это, не выходя из дома, смотря развлекательные ролики в Сети или юмористические передачи по телевизору.

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ, помощник художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке:

В основе репертуара у нас — классические произведения. «Наш городок» Уайлдера, «Верная жена» Моэма, «Без вины виноватые» Островского, «В день свадьбы» Розова, «Жозефина и Наполеон» Губача… Эти и многие другие пьесы, поставленные на обеих сценах в Измайловском саду, нельзя жанрово определить как «чис­тую комедию» или «чистую трагедию». Творческая позиция нашего ­худрука Семена Спивака: театр должен отражать жизнь такой, какая она есть. А в жизни всегда есть смешное и грустное, часто в равных пропорциях. Так что наш жанр, скорее, трагикомедия, пронизанная лиризмом.

Что касается современных пьес, то в адрес Молодежного театра (это помимо официально признанных новинок драматургии) почти каждый месяц приходят тексты напрямую, от авторов. Но, к сожалению, уровень этих произведений часто оставляет желать лучшего или не соответствует творческому кредо театра.

Марина БЫКОВА, завлит Театра Комедии им. Н. П. Акимова:

— В большинстве своем современные драматурги экспериментируют с жанрами. Это бывает очень интересно, но все же смелые эксперименты подходят, скорее, для камерных пространств, независимых театров.

В академических театрах репертуар строится немного иначе. И жанр комедии здесь присутствует, поскольку востребован у публики.

Классика выручает. Например, «Бешеные деньги» Островского, которые идут у нас в театре, пользуются большим успехом. Идут у нас и спектакли по пьесам современных драматургов: например, «Как живется-можется» в постановке Татьяны Казаковой. В основе спектакля — пьеса молодого драматурга Юлии Тупикиной «Ба».

Где искать современные пьесы? На самотек надежда не очень велика, хотя он идет мощным потоком. Чуть не каждую неделю на почту театра присылают пьесы. К сожалению, в большинстве своем они непрофессиональны.

И тут нам, театральным завлитам, в помощь многочисленные драматургические конкурсы, которые, к счастью, проходят в России. «Любимовка», «Ремарка», «Действующие лица», «Исходное событие — XXI век», «Евразия» ежегодно собирают лучшее, что пишется. Сейчас я как ридер участвую в посвященном именно жанру комедии конкурсе «Низкий жанр», придуманном нижегородским театром «Комедiя». На конкурс пришло 146 пьес. Я пока прочитала восемь. Из них две комедии по‑настоящему хороши. Написаны они достаточно известными драматургами (имена раскрывать пока не могу). Допускаю и очень надеюсь, что конкурс откроет и новые имена.

Чаще всего темой комедий становится классический любовный треугольник.

А в «Низком жанре» меня порадовали новые для театра темы. Например, есть пьеса об одиноком человеке, к которому в гости, из телевизора, приходят известные ведущие. И он с ними спорит о политике, здоровье, спорте… С кем‑то у него роман, с кем‑то он по‑дружески выпивает. Это и смешно, и немного грустно.


#театр #комедия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7125) от 10.03.2022 под заголовком «Жизнь смеется и плачет».


Комментарии