Жизнь на переломе. Со дня рождения Михаила Врубеля – 165 лет

«Бывают жизни художников – сонаты, бывают – сюиты, пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля – дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия». Это слова Александра Бенуа, который сам был одаренным художником. Потому – дорогого стоят.

Жизнь на переломе. Со дня рождения Михаила Врубеля – 165 лет | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Симфония жизни Врубеля звучит трагически. Мастеру был дан редкий дар, но платой за него стали тяжелая душевная болезнь и ранняя смерть. Он стал выразителем и в какой-то мере создателем эпохи модерн с ее ощущением перелома времен, надвигающихся катастроф, гибели богов. Даже его любимый цвет – лиловый – был одним из символов этого сумеречного времени.

Эти настроения рубежа XIX – XX веков Врубель остро чувствовал и выразил в своей «демонической» серии. «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» – в какой-то мере выражение человеческой души со взлетами и падениями.

Живопись Врубеля хорошо известна (а если нет – зайдите в Русский музей в знаменитый зал # 66, где выставлены многие его картины), а его театральные работы знают меньше. Да и понятно, ведь театр – искусство эфемерное, спектакль нельзя поместить в рамку и повесить на стену где-нибудь в музее. Между тем с театром связано важнейшее событие в судьбе художника – знакомство с оперной певицей Надеждой Забелой, ставшей ему верной женой.

Началось все в Петербурге в Панаевском театре, где Врубель по просьбе Саввы Мамонтова оформлял декорации к опере Энгельберта Гумпердинка «Гензель и Гретель». Гретой была Надежда Забела. Слушая ее пение, Михаил Врубель влюбился. Надежда стала его музой. Он не раз писал ее портреты, создавал костюмы для ее сценических образов. В нашем Музее театрального и музыкального искусства хранится фантастически красивый костюм, в котором Забела-Врубель пела Царевну Волхову в опере Римского-Корсакова «Садко». Он состоит из двух частей – платья из бледно-голубого шелка и серебристого трена в виде хвоста русалки. Платье расшито жемчугом и голубым бисером, а кокошник отделан перламутром и искусственными лилиями.

Как вспоминал сын Римского-Корсакова Андрей Николаевич, «голос Надежды Ивановны подкупал не силой и не техникой, а своей кристальной чистотой... в сочетании с красотой и поэтичностью тембра».

С музыкой Римского-Корсакова у Врубеля было много совпадений – он тонко чувствовал творчество композитора, создавая к его операм декорации и костюмы. Одна из удач – работа над постановкой оперы «Сказка о царе Салтане» для Частной оперы. Надежда Забела-Врубель пела Царевну Лебедь. «Даже его страшные враги – газетчики – говорят, что декорации красивы, а доброжелатели прямо находят, что он сказал новое слово в этом жанре», – вспоминала она впоследствии.

Образы обеих царевен отразились и в его живописи: картинах «Морская царевна» (1898) и знаменитой «Царевне Лебедь» (1900). Царевна Волхова изображена им в лунном свете, в зарослях камышей, увенчанная короной из жемчугов. Лебедь – в кокошнике с прозрачной вуалью, жемчугах, мерцающих перьях. Живопись – драгоценная, мерцающая.

Надежда Ивановна была первой исполнительницей партии Снегурочки, дочери Мороза и Весны-Красны в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова по сказочной пьесе Островского. Для постановки 1890 года Михаил Врубель придумал очень красивый костюм (он находится в собрании нашего Музея театрального и музыкального искусства).

Сочиненными художником концертными платьями публика восторгалась не меньше, чем хрустальным сопрано Забелы-Врубель. Возможно, он мог бы стать великим модельером, проживи чуть дольше...

Художник утверждал, что в основе всякой красоты – «форма, которая создана природой вовек. Она – носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою. Это значит, что не я толкую природу, а природа растолковывает, объясняет мне – меня».

Последние годы жизни Михаил Врубель тяжко болел. Лечился в клинике психиатра Федора Усольцева. Измученный душевной болезнью, потерявший зрение художник умер 14 апреля 1910 года в возрасте 54 лет. Смерти не страшился, ждал ее, как избавления. До конца с ним была любимая жена. Его похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище. Надежда Забела-Врубель, пережившая мужа на три года, похоронена рядом с ним.

Александр Блок написал после смерти художника, которого любил и понимал: «Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности...».

#художники #история #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (6884) от 18.03.2021 под заголовком «Жизнь на переломе».


Комментарии