Только на сайте

Живые розы увянут. Чем интересен новый спектакль Исаака Штокбанта по пьесе «Коломба»

Премьера состоялась в музыкально-драматическом театре «Буфф».

Живые розы увянут. Чем интересен новый спектакль Исаака Штокбанта по пьесе «Коломба» | Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

В музыкально-драматическом театре «Буфф» прошли премьерные показы спектакля «Коломба, или Бумажные розы» по пьесе Жана Ануя. Для Исаака Романовича Штокбанта эта постановка – не только не первое обращение к творчеству французского драматурга XX века, но уже и не первая попытка рассказать своим необычным театральным языком историю девушки по имени Коломба.

Музыку для спектакля написал Максим Дунаевский. Для популярного композитора сотрудничество с театром на Заневском проспекте становится традицией – его мелодии создают настроение уже нескольких постановок этой сцены. Художником спектакля выступила Яна Штокбант – дочь лучше других поймет отца-режиссера, да и театральное закулисье она, должно быть, знает с самого раннего детства. Оттого ее декорации к спектаклю, повествующему о таинственном и порой холодном мире кулис, в какой-то момент становятся главным героем на сцене.

Огромный куб почти полый внутри – его пронзают лишь несколько устремленных верх деревянных остовов. При смене мизансцен это сооружение медленно вращается вокруг своей оси, и происходит настоящее театральное чудо: каждая из его сторон «превращается» то в грязную подворотню у служебного входа в парижский театр, то в пышную гримерную царственной примы, то в изящную уборную юной актрисы, то в настоящую сцену, где перед зрителем разыгрывают «спектакль в спектакле».


Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Хотя сама пьеса Жана Ануя, пожалуй, не о мире театра и его жителях. Скорее – о свободе, несвободе, умении прощать и отпускать. Жюльен (актер Вячеслав Семенов) собирается на службу в армию. Наверное, талантливый музыкант мог бы получить отсрочку, но для него долг превыше всего. В том числе превыше семьи – его молодая жена Коломба и годовалый сын остаются одни без средств к существованию.

Жюльен наступает на горло собственной гордости и... идет на поклон к матери – приме театра мадам Александре (роль самовлюбленной эгоистичной актрисы исполняют Юлия Овсяникова и Ника Козоровицкая, выступившая и вторым режиссером спектакля). Жюльен на нее смертельно обижен за свое несчастливое детство. И, кажется, ненавидит свою мать не меньше, чем театральный мир, ставший для него символом пустоты, фальши и предательства. Просить денег для семьи для него крайне унизительно, но хлопоты младшего брата Армана (актер Андрей Подберезский) решают ситуацию – Коломбу берут в театр на маленькую роль.

С неспокойным сердцем уезжает Жюльен в Шалонский лагерь, и поводов для беспокойства у него предостаточно. Первый повод – это «первый любовник театра» актер Дюбарта (Евгений Александров/Михаил Бондарук). Он тут же приглашает симпатичную дебютантку к себе домой – репетировать роль. Второй – директор театра Дефурнет (Николай Скоромников/Виктор Янишевский), похожий на старого кота Базилио, в общем, тот еще ловелас. Еще есть «гениальный» поэт и очень деликатный и нежный парикмахер. А еще есть и тот, от кого несчастный Жюльен меньше всего ждал предательства – его милый и обаятельный брат Арман.


Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Коломбу играет молодая актриса Екатерина Конопацкая. Не так давно она вышла на сцену в роли юной Лизы Муромской в спектакле «Наше все!» по мотивам пушкинской «Барышни-крестьянки». Здесь у ученицы Исаака Штокбанта роль другого плана: путь от наивной, доброй и терпеливой девушки через бунт женственности к мудрости принимать жизнь такой, какая она есть. Вернувшийся из армии (по доносу) супруг решит забрать красавицу-жену из театра, но будет уже поздно. Свет софитов Коломбу не отпустит.

Актеры спектакля – под стать интересной и умной сценографии. Конечно, кто как не они изнутри знают этот мир, где подобострастие соседствует с полным равнодушием, кокетство с цинизмом, легкость жизни с трагедиями судеб. Потому каждый персонаж запоминается – несчастный и жалкий подхалим – секретарь Ласюрет (Мурад Султаниязов/Андрей Левин), говорливая и очень колоритная костюмерша – мадам Жорж (Дарья Великанова/Илья Кузнецов). В этом мире клоунов и ряженых она единственная может сказать правду если не в глаза, то, по крайней мере, за глаза. Потому что «за успех артиста костюмерша отвечает».

Точный образ получился и у Андрея Подберезского – его Арман веселый шалопай, обаятельный малый, причинивший своему брату боль не от зла. В этом мире обмана он научился не только выживать, но и вполне неплохо жить, усвоив основные правила игры. Для его брата жизнь – слишком серьезная штука, играть он не намерен даже ради любви, потому проигрывает сразу.


Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Удивительное дело, но Коломбу зритель поймет. Она выбрала рабство кулис вместо клетки, куда муж готов был ее запереть. Так он хотел спасти не только ее – от «порочного круга» театра, а в первую очередь себя – от собственной боли и одиночества. Любовь же – всегда свобода. Коломба выбирает розы бумажные, бутафорские, и, может быть, однажды она очень об этом пожалеет. Но что поделаешь, ведь живые розы без любви, заботы и тепла быстро вянут.

Сцену знакомства влюбленных режиссер поставил в финал спектакля. Зритель видит, как зародились когда-то чувства двух людей. Видит то чудо, которое разбилось о несовершенство человека. Произойти эта беда могла и в театре, и в маленькой комнатке на окраине Парижа. Обманывать и приспосабливаться можно где угодно. А, при желании, можно и там, и там остаться свободным, великодушным и даже честным. Хотя бы с самим собой.

P.S. В спектакле есть моменты, которые понравятся далеко не каждому зрителю: порой «грубоватый французский» юмор, затянутость некоторых сцен, не всегда удачные тексты песен. Но, в конце концов, от легкой музыкальной постановки не ждут высокой поэзии. Приятная музыка, красивая сценография и остроумие актеров эти недостатки компенсируют. Спектакль найдет своего зрителя.

#театр #спектакль #премьера #театры Петербурга

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?