Только на сайте

Живые розы увянут. Чем интересен новый спектакль Исаака Штокбанта по пьесе «Коломба»

Премьера состоялась в музыкально-драматическом театре «Буфф».

Живые розы увянут. Чем интересен новый спектакль Исаака Штокбанта по пьесе «Коломба» | Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

В музыкально-драматическом театре «Буфф» прошли премьерные показы спектакля «Коломба, или Бумажные розы» по пьесе Жана Ануя. Для Исаака Романовича Штокбанта эта постановка – не только не первое обращение к творчеству французского драматурга XX века, но уже и не первая попытка рассказать своим необычным театральным языком историю девушки по имени Коломба.

Музыку для спектакля написал Максим Дунаевский. Для популярного композитора сотрудничество с театром на Заневском проспекте становится традицией – его мелодии создают настроение уже нескольких постановок этой сцены. Художником спектакля выступила Яна Штокбант – дочь лучше других поймет отца-режиссера, да и театральное закулисье она, должно быть, знает с самого раннего детства. Оттого ее декорации к спектаклю, повествующему о таинственном и порой холодном мире кулис, в какой-то момент становятся главным героем на сцене.

Огромный куб почти полый внутри – его пронзают лишь несколько устремленных верх деревянных остовов. При смене мизансцен это сооружение медленно вращается вокруг своей оси, и происходит настоящее театральное чудо: каждая из его сторон «превращается» то в грязную подворотню у служебного входа в парижский театр, то в пышную гримерную царственной примы, то в изящную уборную юной актрисы, то в настоящую сцену, где перед зрителем разыгрывают «спектакль в спектакле».


Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Хотя сама пьеса Жана Ануя, пожалуй, не о мире театра и его жителях. Скорее – о свободе, несвободе, умении прощать и отпускать. Жюльен (актер Вячеслав Семенов) собирается на службу в армию. Наверное, талантливый музыкант мог бы получить отсрочку, но для него долг превыше всего. В том числе превыше семьи – его молодая жена Коломба и годовалый сын остаются одни без средств к существованию.

Жюльен наступает на горло собственной гордости и... идет на поклон к матери – приме театра мадам Александре (роль самовлюбленной эгоистичной актрисы исполняют Юлия Овсяникова и Ника Козоровицкая, выступившая и вторым режиссером спектакля). Жюльен на нее смертельно обижен за свое несчастливое детство. И, кажется, ненавидит свою мать не меньше, чем театральный мир, ставший для него символом пустоты, фальши и предательства. Просить денег для семьи для него крайне унизительно, но хлопоты младшего брата Армана (актер Андрей Подберезский) решают ситуацию – Коломбу берут в театр на маленькую роль.

С неспокойным сердцем уезжает Жюльен в Шалонский лагерь, и поводов для беспокойства у него предостаточно. Первый повод – это «первый любовник театра» актер Дюбарта (Евгений Александров/Михаил Бондарук). Он тут же приглашает симпатичную дебютантку к себе домой – репетировать роль. Второй – директор театра Дефурнет (Николай Скоромников/Виктор Янишевский), похожий на старого кота Базилио, в общем, тот еще ловелас. Еще есть «гениальный» поэт и очень деликатный и нежный парикмахер. А еще есть и тот, от кого несчастный Жюльен меньше всего ждал предательства – его милый и обаятельный брат Арман.


Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Коломбу играет молодая актриса Екатерина Конопацкая. Не так давно она вышла на сцену в роли юной Лизы Муромской в спектакле «Наше все!» по мотивам пушкинской «Барышни-крестьянки». Здесь у ученицы Исаака Штокбанта роль другого плана: путь от наивной, доброй и терпеливой девушки через бунт женственности к мудрости принимать жизнь такой, какая она есть. Вернувшийся из армии (по доносу) супруг решит забрать красавицу-жену из театра, но будет уже поздно. Свет софитов Коломбу не отпустит.

Актеры спектакля – под стать интересной и умной сценографии. Конечно, кто как не они изнутри знают этот мир, где подобострастие соседствует с полным равнодушием, кокетство с цинизмом, легкость жизни с трагедиями судеб. Потому каждый персонаж запоминается – несчастный и жалкий подхалим – секретарь Ласюрет (Мурад Султаниязов/Андрей Левин), говорливая и очень колоритная костюмерша – мадам Жорж (Дарья Великанова/Илья Кузнецов). В этом мире клоунов и ряженых она единственная может сказать правду если не в глаза, то, по крайней мере, за глаза. Потому что «за успех артиста костюмерша отвечает».

Точный образ получился и у Андрея Подберезского – его Арман веселый шалопай, обаятельный малый, причинивший своему брату боль не от зла. В этом мире обмана он научился не только выживать, но и вполне неплохо жить, усвоив основные правила игры. Для его брата жизнь – слишком серьезная штука, играть он не намерен даже ради любви, потому проигрывает сразу.


Фото предоставлено пресс-службой театра «Буфф»

Удивительное дело, но Коломбу зритель поймет. Она выбрала рабство кулис вместо клетки, куда муж готов был ее запереть. Так он хотел спасти не только ее – от «порочного круга» театра, а в первую очередь себя – от собственной боли и одиночества. Любовь же – всегда свобода. Коломба выбирает розы бумажные, бутафорские, и, может быть, однажды она очень об этом пожалеет. Но что поделаешь, ведь живые розы без любви, заботы и тепла быстро вянут.

Сцену знакомства влюбленных режиссер поставил в финал спектакля. Зритель видит, как зародились когда-то чувства двух людей. Видит то чудо, которое разбилось о несовершенство человека. Произойти эта беда могла и в театре, и в маленькой комнатке на окраине Парижа. Обманывать и приспосабливаться можно где угодно. А, при желании, можно и там, и там остаться свободным, великодушным и даже честным. Хотя бы с самим собой.

P.S. В спектакле есть моменты, которые понравятся далеко не каждому зрителю: порой «грубоватый французский» юмор, затянутость некоторых сцен, не всегда удачные тексты песен. Но, в конце концов, от легкой музыкальной постановки не ждут высокой поэзии. Приятная музыка, красивая сценография и остроумие актеров эти недостатки компенсируют. Спектакль найдет своего зрителя.

#театр #спектакль #премьера #театры Петербурга

Комментарии