Живой щит на границах империи: у российского казачества богатая история

Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» (6+) в Камероновой галерее музея-заповедника «Царское Село» объединила экспонаты из тринадцати музеев и архивов, а также шести частных коллекций. География участников проекта охватывает практически всю Россию: Москва, Петербург, Гатчина, Новочеркасск, Екатеринбург, Оренбург, Хабаровск. Это места, где в течение сотен лет располагались казачьи войска и входящие в них подразделения.

Живой щит на границах империи: у российского казачества богатая история | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В пространстве галереи более 800 предметов, значительная часть никогда раньше не выставлялась: казачье вооружение (сабли, шашки, кинжалы, пики и даже пушки), обмундирование, снаряжение, регалии (нагрудные знаки, знамена, насеки и булавы, георгиевские трубы, наградное оружие, братины, призовые кубки), предметы быта и костюмы, скульптура, живопись, рисунки, гравюры, литографии, печатная графика, личные вещи и редкие фотографии.

Первоначальное значение слова «казак» — «свободный человек», «отделившийся», «искатель приключений», «бродяга». Это были люди вольного характера, которые поначалу объединялись в ватаги, разбойничали. Казачья вольница промышляла на основных транспортных артериях Российского государства на рубеже XVI – XVII веков, нередко бунтовала в случае ограничений своих прав и привилегий.

Первыми на территории России появились запорожские, волжские, донские казаки. В дальнейшем казачьи войска стали занимать южные рубежи страны. Постепенно они расположились от западных границ Российской империи до Дальнего Востока, что оказалось выгодным, незатратным способом содержания пограничных войск. Цари постепенно проникались к казакам доверием. С конца XVIII — начала XIX века казаки уже верные престолу люди. Они стали силой, всецело преданной российским императорам, охранявшей границы империи.

На первом этапе истории казачества известен Ермак Тимофеевич, благодаря которому Россия приросла Сибирью — богатой во всех отношениях территорией. Он был предводителем казачьего войска, которое в 1582 – 1585 годах совершило поход в Сибирь, покорив Сибирское ханство. Сюжет популярный благодаря картине Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». На выставке присутствуют эскизы к картине.

Галерея портретов атаманов казачьего войска начинается с живописного портрета Ермака, а завершается портретом последнего дореволюционного атамана казачьего войска Михаила Никола­евича Граббе. Он возглавил войско Донское уже в эмиграции.

Не забыты и знаменитые бунтовщики Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев (пушка его войска, как и трубка атамана, на почетном месте). Присутствует и портрет человека, о котором Пушкин написал в первых строках поэмы «Полтава»: «Богат и знатен Кочубей». Генеральный судья запорожского казачьего войска доложил царю о предательстве Мазепы. Петр ему не поверил.

Первый раздел выставки рассказывает о географии, социальном и национальном составе казаков. На карте голубым цветом обозначены фактически все южные рубежи. Позже появились уссурийское, амурское казачье войско. Что‑то упразднялось, перемещалось на другие территории. Но казаки всегда были на страже рубежей страны во время войны с врагом. Они выставляли дополнительные полки для действующей армии, в мирное время охраняли границы и порядок, что было особенно важно на Кавказе.

Казак должен был иметь обмундирование и коня. Государству содержание казачьих войск ничего не стоило, но взамен существовали льготы, сохранялись элементы казачьего самоуправления, выделялись земли.

Что касается социального состава, то изначально все казаки были равны, атаманов выбирали. Постепенно формировались казачьи старшины. Это были люди, уже обладавшие чинами, большими землями, — «казачье дворянство». Их потомки часто становились атаманами, складывались династии. После предательства Мазепы Петр упразднил выборность атаманов, счел, что император должен контролировать, кто будет руководить казачьим войском.

К службе казаков готовили с малолетства, приучали к коню, оружию, стрельбе из пистолета, ружья. Одна из витрин первого зала «детская», в ней детская казачья форма, рядом игрушки.

Сегодня нередко казаков пытаются представить как народность. На самом деле это был многонациональный состав, куда входили русские, татары, калмыки, буряты, украинцы… В витрине форма калмыцкого казака. Рядом фляга, которую привязывали к седлу, в нее заливалось лошадиное молоко. Во время похода молоко бродило и превращалось в знаменитую калмыцкую водку.

В мирное время казаки занимались земледелием, рыболовством, животноводством, виноделием. На выставке представлены великолепные женские костюмы казачек Оренбурга, Урала, Дона. Здесь же утварь, которой они пользовались.

Отдельная история связана с портретом казачки Маланьи. Все знают поговорку: приготовлено, как на Маланьину свадьбу. На свадьбе этой женщины летом 1754 го­да в Черкасске войско Донское три недели не вставало из‑за столов, ели и пили. Свадьбу отгуляли, а поговорка осталась.

Во втором зале выставки в витринах шашки, сабли, клинки… Здесь даже пол из серого металла, напоминающего клинок.

Не забывая о свободолюбивом духе казаков, императоры старались с ними ладить, делали подарки. На выставке демонстрируется собрание шашек, жалованных казакам Анной Иоанновной, Екатериной II, Павлом Петровичем… Представлены и подносные ковши, в том числе ковш Петра III. Этот царь правил совсем недолго, но успел сделать казакам подарок.

Во время царствования Александра I традиция меняется. Теперь казаки вручали дары императорам. В числе поднесенных наследникам российского престола от ка­зачьих войск предметов вооружения на выставке присутствует искусно отделанная шашка великого князя Николая Александровича конца XIX века.

При Николае I наследник престола становился главным атаманом казачьих войск. Этот император первым надел казачью форму.

На выставке есть мемориальные вещи, с которыми связаны личные истории. Одна из фотографий называется «Казак до гроба». Она показывает, насколько преданы были казаки императору. Яков Петров Шатров запечатлен на снимке 1912 года в форме времен Николая I. Он служил при четырех императорах, но сохранил форму николаевского времени, обмундирование и даже пику.

Доверие к казакам к началу XIX ве­ка выросло настолько, что их включили в систему охраны императорской фамилии, формируя множество гвардейских частей, непосредственно оберегавших царских особ как в военное, так и в мирное время. Казаки достойно несли эту службу до отречения царя.

На фотографии крупный мужчина. Это Тимофей Ящик, многие годы состоявший на службе при вдовствующей императрице Марии Федоровне. Он уехал с ней в Англию. Во время Гражданской войны императрица отправила его в Россию с поручением спасти ее младшую дочь Ольгу Александровну. Казак поручение выполнил. К сожалению, свою жену он спасти не смог, ее расстреляли в 1922 году большевики. На родине у него осталось девять детей. С императрицей казак не расставался до конца, последний караул нес у ее гроба.

Читайте также:

В Музее истории религии идёт реставрация полихромной скульптуры «Пьета» XVI века

В Полярном флигеле Шереметевского дворца открылась выставка «Дом занимательной науки»


#выставка #ГМЗ «Царское Село» #казачество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7955) от 24.07.2025 под заголовком «Живой щит на границах империи».


Комментарии