Живописец домашних сцен

В залах корпуса Бенуа Русский музей развернул выставку гениального рисовальщика, автора прославленных жанровых картин и портретов Павла Федотова. Она приурочена к 200-летию основоположника критического реализма в отечественном искусстве.

Живописец домашних сцен  | Знаменитая картина «Сватовство майора» принесла автору не только славу, но и неприятности.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Знаменитая картина «Сватовство майора» принесла автору не только славу, но и неприятности.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Среди первых посетителей с выставкой знакомилась новый директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она рассказала, что это совместный проект Русского музея и Третьяковки, в столице его уже видели. Там выставка прошла с большим успехом, ее посмотрели больше 55 тысяч посетителей.

Выставку наследия Федотова можно назвать небольшой, иначе и быть не могло. Художник прожил тридцать семь лет, из которых десять были отданы военной службе. После Московского кадетского корпуса он был направлен в Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк.

У Федотова не было систематического художественного образования, только рисовальные классы Академии художеств, которые он посещал во время военной службы. Но невероятно одаренный от природы, он не расставался с альбомом и карандашом, рисовал сослуживцев, сцены из полевых учений, делал шаржи, портреты... Его работы увидел великий князь Михаил Павлович, показал венценосному брату. Тот разрешил молодому офицеру оставить службу и даже назначил пансион. Федотов долго раздумывал и все же подал в отставку. Его карьера была стремительной, яркой, но короткой – восемь лет. В этот небольшой отрезок времени уложились оглушительный успех, признание, известность, звание академика «по живописи домашних сцен». А затем годы безденежья и болезни. Открытый и общительный художник превратился в замкнутого, страдающего от депрессии человека. Умер Федотов в клинике для душевнобольных.

Выставка вместила почти все живописное наследие мастера – сорок работ. Из них одна принадлежит Историческому музею, две – Ивановскому областному художественному, остальные – Русскому музею и Третьяковской галерее.

Графику Русский музей показывает из собственного собрания. Рисунки и акварели дошли до нас благодаря современникам художника, ценившим его мастерство. Рисунки и акварели со сценами полковой жизни хранились в императорских и великокняжеских собраниях.

– Для выставки отобраны вещи, которые наиболее полно отражают творческий путь Федотова, – рассказывает заведующий отделом живописи XVIII – XIX веков Русского музея Григорий Голдовский. – Это практически все живописное наследие, кроме одной вещи – картины «Игроки». Мы обращались в Киевский национальный музей русского искусства, где она находится, с просьбой предоставить ее для выставки. Нам вежливо ответили, что в сложившихся обстоятельствах это невозможно. По счастью у нас есть наброски к «Игрокам», которые производят едва ли не более сильное впечатление, чем сама картина.

Экспозиция строится хронологически. Ее открывают работы, сделанные Федотовым во время службы. Обращает на себя внимание серия набросков «Как люди садятся». В Академии художеств изучают обнаженное тело. Федотова интересовали жизненные, бытовые ситуации: как люди садятся, стоят, едят, держат шляпу...

Рядом знаменитые сепии, в основном из собрания Третьяковской галереи. Они относятся к периоду, когда Федотов хотел стать русским Хогартом. Многофигурные, подробные композиции. Позже Федотов от «многословия» уйдет, сосредоточится на конкретных ситуациях.

Представлен большой цикл рисунков, которые можно назвать нравственно-критическими. Они могли превратиться в живопись, если бы художник дольше прожил.

На его рисунках почти всегда есть поясняющая надпись, комментарии. И первый показ публике картины «Сватовство майора» автор сопровождал пересказом того, что на ней изображено. Картина стала знаменитой, но она же принесла большое разочарование автору. Позже ее стали осуждать. В прессе появились рецензии, где автора сравнивали с голландцами. Но голландцы, по мнению критиков, оптимистично смотрели на мир, а Федотов выступал с критикой и сатирой. Художника это убило, он рассчитывал на удачную карьеру, надежды рушились.

Центр выставки – зал, где на одной стене рядом пять вариантов картины «Вдовушка». Если вглядеться, в каждой можно увидеть нюансы, которых нет в остальных. Внимательному зрителю бросится в глаза, как менялся цвет стен, натюрморт... На другой стене «Разборчивая невеста» из Третьяковской галереи и из Русского музея. Первая «пылает» красным цветом, вторая более спокойная. За короткую жизнь Федотов успел создать шедевры и запечатлел путь мучительных творческих поисков.

Отсутствующую картину «Игроки» организаторы выставки показали на экране монитора. Рядом эскизы к ней, в которых трагедия человека виртуозно выражена цветом и лаконичным штрихом. Тут же под стеклом инсталляция с игральными картами и маленьким эскизом к той же картине.

Знаменитые портреты, которые знает публика, сконцентрированы на одной стене. Лица друзей, сослуживцев, знакомых художника. Почти все из собрания Русского музея, их можно видеть в постоянной экспозиции.

Особо выделен единственный поздний пейзаж Федотова, на нем фигура бредущего по Васильевскому острову художника. Метафора тоски и одиночества. Последние рисунки сделаны в больнице, когда художник терял разум. На листе с оборванным краем много лиц, в их числе Федотов, рассматривающий в лупу Николая I.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5580) от 05.11.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.