Выставка Татьяны Парфеновой: живопись в шелесте шелка
В Тициановском зале Музея Академии художеств открылась выставка Татьяны Парфеновой - одного из самых известных дизайнеров современной России.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Вернисаж состоялся 19 марта - в день рождения Татьяны. По мраморной лестнице бесконечной вереницей поднимались в музей нарядные люди с огромными букетами.
Можно было ожидать грандиозную ретроспективу - вроде той выставки, что зимой 2013 года прошла в Москве в Хлебном доме музея «Царицыно». Там творчество петербургского модельера было представлено во всем многообразии - от платьев до аксессуаров, предметов интерьера, фарфора, книг.
Но выставка в академии оказалась совсем небольшой, можно сказать - камерной. Не творческий портрет, а лишь легкие штрихи к портрету. Как всегда у Парфеновой, очень интересно обыграно пространство этого довольно сложного для показа современного искусства парадного зала музея. В простенках между окнами - десять картин: цветы, лебеди, замерзший голубь в клубах метели. На подоконниках поселились забавные обезьянки, черепахи, бабочки, раки и другие представители фауны. Фигурки не объемные, а плоские, раскрашенные. Их силуэты четко вырисовывались в позолоченном солнцем дневном свете - день был по-настоящему весенним.
На противоположной стене, под копиями тициановских фресок - огромное 35-метровое панно-коллаж из фотографий, запечатлевших самые яркие моменты жизни Модного дома Татьяны Парфеновой за последние пять лет. Мне показалось, что они немного спорили с фресками - копиями тициановских. В центре огромного зала пол был затянут плотной бумагой оттенка потускневшего золота, на ней - десять каркасных манекенов, облаченных в платья от кутюр из разных коллекций модельера. Многие платья были декорированы сложнейшими вышивками на тему флоры и фауны, созданными мастерами модного дома по эскизам Парфеновой.
О любви Татьяны к животным известно всем, она принципиально не работает с натуральным мехом и кожей. По салону часто бродят ее собаки, компания которых недавно пополнилась французским бульдогом, взятым из приюта. Собаки порой выступают и в роли муз: подол платья из коллекции «Скрипучий дом», которое есть на выставке, декорирован изображением грациозной борзой, выполненным в сложной технике вышивки и аппликации. Я видела ту коллекцию. Когда манекенщицы дефилировали перед зрителями, казалось, что собаки вьются у ног хозяек, сопровождая их на прогулке. Но, поскольку вышивки сделаны на полупрозрачных тканях, в образах борзых чудилось что-то призрачное. Будто это тени любимых собак, которые уже покинули хозяев, но продолжают их оберегать - как ангелы.
На выставке есть несколько платьев из коллекции «Истории лебедя», которая была показана в декабре прошлого года в «Астории». Образ прекрасного Лебедя давно преследует модельера. Он отразился в сложнейших вышивках, на которых огромные птицы переплетаются друг с другом длинными шеями, в крое платьев, в котором иногда чудится трепет крыльев.
Татьяна Парфенова любит балет. Она давно сотрудничает и дружит с Дианой Вишневой. Однажды она сделала для балерины две пачки - черную и белую. Помнится, Татьяна рассказала мне, что они ничем не отличаются от традиционных, разве что декором. И добавила, что «Лебединое озеро» - балет музейной ценности и там ничего нельзя менять кардинально: ни в костюмах, ни в сценографии. Если же кто-нибудь захочет поставить «Лебединое озеро» в современной интерпретации, то, наверное, будут другие костюмы и другие декорации...
Еще одна любовь Татьяны Парфеновой - живопись. Мода давно крутит роман с живописью. Можно вспомнить Ива Сен-Лорана и его платья, вдохновленные Мондрианом, Пикассо, Энди Уорхолом. Или сотрудничество Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали. Один из любимейших художников Татьяны Парфеновой - Анри Матисс. Цитаты из его произведений встречаются на моделях от Парфеновой в течение многих лет. На выставке я долго не могла оторвать глаз от палантина с вышивкой по мотивам «Танца» Матисса. Он решен в других цветах: у Матисса - красные фигуры на синем фоне, у Парфеновой - холодновато-розовые на бирюзовом.
О ее вышитых шарфах и палантинах с репликами из великих произведений живописцев стоит сказать особо. Это не механическое цитирование, а перевод шедевров живописи на другой художественный язык. Картины словно оживают на ткани, это живопись в шелесте шелка. Многие дамы из круга художественной богемы - художницы, искусствоведы, журналисты моды, пришедшие на вернисаж, демонстрировали самые разные шарфы от Парфеновой. Достаточно купить такой шарф или палантин, чтобы не ломать голову над нарядом для выхода в свет. Фоном для шарфа может быть самый простой черный свитер, но впечатление будет такое, будто вы в роскошном вечернем наряде.
Комментарии