В Музее искусства Петербурга XX - XXI веков показали «Вселенную внутри»

В Музее искусства Петербурга XX - XXI веков открылась ретроспектива Валерия Ватенина (1933 - 1977) из музеев и частных собраний, посвященная 85-летию художника. Она названа «Вселенная внутри».

В Музее искусства Петербурга XX - XXI веков показали «Вселенную внутри» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На вернисаже Алексей Бойко, историк искусства, заметил, что Ватенин ускользает от классификаций. Не удается поместить его на определенную полочку, привязать к художественному ландшафту.

Сам Ватенин называл то, чем он занимается, «синтетическим реализмом». Он родился и всю жизнь, за исключением эвакуации из блокадного Ленинграда, прожил в нашем городе. Начинал традиционно - художественная школа, Таврическое училище, академия, где он учился у Бориса Иогансона, мэтра соцреализма.

Но еще до окончания академии в 1958 году Ватенин пишет автопортрет, изображая себя стоящим с картинами под крупным объявлением «Требуются...». Какой уж тут соцреализм, когда речь идет о невостребованности профессии. На ту же тему «Эскиз к рекламе», где Ватенин рисует себя, вылупляющегося из красного «пасхального яйца». И совсем как мастер поп-арта добавляет в картину текст, набитый по трафарету: «3-му грузовому автопарку требуются шофера 3-го класса, слесарь-водопроводчик, механики всех разрядов и опытный охотник за жар-птицами».

Он любил путешествовать, был, как сказали бы сейчас, «байкером», мотоцикл был для него символом свободы. Об этом умный и мрачный «Натюрморт с цепью». Вынутая из мотоцикла цепь делает машину безжизненной, а человека - несвободным. Ватенин несколько раз попадал в ДТП. Однажды его буквально собирали по частям. Это нашло отражение в картине «Операция», врачи склонились над столом, где лежит пациент, напоминающий опрокинутое распятие.

Художник знал себе цену, в 30 лет он пишет «Житие художника Ватенина» как собственную версию житийной иконы. В центре - автопортрет на фоне... лучковой пилы. Надо знать, с каким трепетом относилась интеллигенция времен хрущевской оттепели к «черным доскам», то есть иконам. Тогда они снова обрели высшую духовную и художественную ценность. Нет, высказывание Ватенина не воспринималось как кощунство, но как жест художника, абсолютно уверенного в своих силах, в своем таланте.

«Житие» заканчивается «клеймом» с изображением человека, лежащего на мостовой. Ватенин предугадал свою смерть в 44 года.

Еще он был одним из лидеров левого ЛОСХа, основателем знаменитой группы «Одиннадцать». Сейчас эти обстоятельства больше интересуют историков искусства. Нам остались произведения художника, который использовал академическую выучку для поисков вселенной в себе и себя в этом мире.

#выставка #художник #искусство #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6286) от 25.09.2018 под заголовком «Житие охотника за жар-птицами».


Комментарии