Жить и читать

Выставка «Жить или писать. Варлам Шаламов», посвященная автору «Колымских рассказов», самой трагической фигуре русской литературы ХХ века, открылась в Музее политической истории России.

Жить и читать | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Она создана немецкими филологами Кристиной Линкс и Вильфридом Шелером на основе документов и фотографий из российских архивов, музейных и частных собраний. Первоначальный адресат проекта - европейская публика: выставка была показана в Германии, Италии, Чехии, Люксембурге, Швейцарии. Год назад организаторы решили показать ее в России, чтобы напомнить о том, что такое ГУЛАГ. Петербург - вторая остановка выставки после Москвы. Летом она поедет в Вологду на родину писателя.

Для показа в России кураторы экспозиции решили ничего не менять. Тот же жесткий дизайн с деревянными досками, напоминающий одновременно вагон для перевозки зэков, лагерные нары, забор зоны и дорожные столбы. Этими столбами измеряются не только огромные колымские расстояния, но и запредельные сроки, которые получали обвиненные по политическим статьям. Шаламов провел в заключении в общей сложности почти 20 лет. Гуманность лагерных врачей спасла его от верной смерти. В 1946 году он был направлен на фельдшерские курсы. В должности старшего фельдшера в лагерной больнице колымского поселка Дебин Шаламов дожил до свободы.

Из малоизвестных фактов биографии писателя на выставке показан первый донос на него, сочиненный сокурсниками Антоном Шпекторовым и Михаилом Коробовым в 1927 году. Ради места в общаге они информируют компетентные органы, что Шаламов скрыл свое социальное происхождение, он - «сын попа». А таким не место в МГУ, да еще на «Факультете Советского Права».

Несколько фотографий 1950-х годов сделаны в Москве после частичной реабилитации Шаламова и его возвращения в столицу. По мнению исследователей биографии писателя, это оперативная съемка, Шаламов находился под негласным надзором органов. С этих «любительских» портретов на нас смотрит человек, уверенный в своем будущем. Но ни один из «Колымских рассказов» не был напечатан в СССР при жизни писателя. Они вышли только в 1989 году. Знакомство с Варламом Шаламовым продолжается. В 2016 году сборник его эссе о прозе и поэзии «Все или ничего» был признан читающей публикой лучшим в этом жанре.

Документальная часть выставки дополнена портретами писателя, которые специально для этого проекта создал московский художник Николай Наседкин.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии