Жить и читать

Выставка «Жить или писать. Варлам Шаламов», посвященная автору «Колымских рассказов», самой трагической фигуре русской литературы ХХ века, открылась в Музее политической истории России.

Жить и читать | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Она создана немецкими филологами Кристиной Линкс и Вильфридом Шелером на основе документов и фотографий из российских архивов, музейных и частных собраний. Первоначальный адресат проекта - европейская публика: выставка была показана в Германии, Италии, Чехии, Люксембурге, Швейцарии. Год назад организаторы решили показать ее в России, чтобы напомнить о том, что такое ГУЛАГ. Петербург - вторая остановка выставки после Москвы. Летом она поедет в Вологду на родину писателя.

Для показа в России кураторы экспозиции решили ничего не менять. Тот же жесткий дизайн с деревянными досками, напоминающий одновременно вагон для перевозки зэков, лагерные нары, забор зоны и дорожные столбы. Этими столбами измеряются не только огромные колымские расстояния, но и запредельные сроки, которые получали обвиненные по политическим статьям. Шаламов провел в заключении в общей сложности почти 20 лет. Гуманность лагерных врачей спасла его от верной смерти. В 1946 году он был направлен на фельдшерские курсы. В должности старшего фельдшера в лагерной больнице колымского поселка Дебин Шаламов дожил до свободы.

Из малоизвестных фактов биографии писателя на выставке показан первый донос на него, сочиненный сокурсниками Антоном Шпекторовым и Михаилом Коробовым в 1927 году. Ради места в общаге они информируют компетентные органы, что Шаламов скрыл свое социальное происхождение, он - «сын попа». А таким не место в МГУ, да еще на «Факультете Советского Права».

Несколько фотографий 1950-х годов сделаны в Москве после частичной реабилитации Шаламова и его возвращения в столицу. По мнению исследователей биографии писателя, это оперативная съемка, Шаламов находился под негласным надзором органов. С этих «любительских» портретов на нас смотрит человек, уверенный в своем будущем. Но ни один из «Колымских рассказов» не был напечатан в СССР при жизни писателя. Они вышли только в 1989 году. Знакомство с Варламом Шаламовым продолжается. В 2016 году сборник его эссе о прозе и поэзии «Все или ничего» был признан читающей публикой лучшим в этом жанре.

Документальная часть выставки дополнена портретами писателя, которые специально для этого проекта создал московский художник Николай Наседкин.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?