Женское лицо архитектуры

Как уже знают наши читатели, в Николаевском зале Зимнего дворца развернута первая в России выставка одного из самых успешных и знаменитых архитекторов мира Захи Хадид. Парадный зал вместил около трех сотен макетов, чертежей, фотографий, скульптур и объектов дизайна. Проекты экспериментальные и реализованные, созданные три десятилетия назад и в последние годы. Как говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, выставка была задумана десять лет назад, когда Захе Хадид в Эрмитажном театре была вручена Притцкеровская премия.

Женское лицо архитектуры |  ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

О жизни обладательницы награды, которую часто называют «Нобелевской» в области архитектуры, известно немного. Говорят, у нее сложный характер, она эмоциональна, нетерпелива, обаятельна, предпочитает автомобиль BMW и очень много работает.

Интересна история успеха Захи Хадид. Она родилась в Ираке в семье богатого промышленника, училась математике в Бейруте, архитектуре – в Лондоне. С юности ее интересовал русский авангард: уже в дипломном проекте – отель-мост над Темзой – заметно влияние Малевича. В архитектурной школе Захе преподавал Рем Колхаас, который после выпуска взял ее партнером в бюро OMA.

Свой первый конкурс Хадид выиграла спустя три года. Это был проект спортивного клуба в Гонконге. Супрематическая композиция привлекла внимание специалистов, но не стала началом успешной карьеры автора. Клуб не построили по не зависящим от победителя конкурса причинам. Хадид вернулась в Лондон, на деньги, вырученные от конкурса, открыла собственный офис. Долгое время она работала «в стол», была «бумажным» архитектором, популярным лишь среди критиков.

Первый реализованный проект – пожарная станция для мебельной компании «Витра» – был осуществлен в 1993 году. Затем Заха выиграла конкурс на здание оперы в столице Уэльса Кардиффе, которое так и не построили. За год до получения Притцкеровской премии Хадид завершила работу над Центром современного искусства Розенталя в Цинциннати. Он был назван самым важным новым зданием в США со времен окончания холодной войны.

Женщина, обладающая неограниченной фантазией, получила премию в мужской профессии и смогла оказать влияние на язык современной архитектуры. Ее архитектура обладает необычными формами, она словно живет в мире, где нет гравитации.

«Не случайно проекты Захи Хадид долгое время не реализовывались, – рассказывает куратор выставки научный сотрудник отдела современного искусства Эрмитажа Ксения Малич. – Это архитектор, который экспериментирует с законами природы и достижениями науки. Заха пытается максимально задействовать природные закономерности окружающего мира. Ее проекты часто сравнивают с ландшафтами, их формами и очертаниями. Законы, которые существуют в природе, она пытается повторить в своих урбанистических проектах, предопределить движение людей и их жизнь в зданиях, которые выстраивает. Она оперирует не традиционными структурообразующими элементами, такими, как цилиндр или параллелепипед, а более сложными системами из области физики, достижениями современной науки, цифровых технологий. Это то, что вдохновляет Заху Хадид. Она пытается максимально использовать потенциал новых средств в архитектурном языке».

Дважды Заха Хадид становилась обладателем престижной британской премии Стерлинга – за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Эвелин Грейс в Лондоне. Сегодня под началом Хадид и ее партнера Патрика Шумахера работают сотни архитекторов. Их бюро обеспечено работой на много лет вперед. В списке проектов новый национальный стадион для Олимпийских игр 2020 года в Токио, жилой комплекс в Нью-Йорке, Центральный банк Ирака, Большой театр в Марокко. На стадии завершения два здания в Москве. Разнесся слух, что в нашем городе Заха Хадид возьмется за строительство моста на Крестовском острове. Патрик Шумахер эту информацию опроверг.

Выставка в Эрмитаже – один из проектов бюро Захи Хадид, созданный специально для Николаевского зала. Как говорят сотрудники музея, этот зал победить невозможно. Такие помещения живут по своим законам, у них своя история, традиции, особая аура, энергетика. Прийти со стороны и что-то придумать сложно. Нельзя сказать, что Эрмитаж лишь предоставил площадку для выставки. Студия подготавливала предложения, был реализован далеко не первый вариант.

Организаторам выставки удалось выстроить взаимодействие между историческим интерьером парадного дворцового зала и современной архитектурой. Между ними возник деликатный диалог. Зритель может почувствовать законы, по которым живет архитектура Захи Хадид. Если непривычному глазу сложно прочесть чертежи, их поддерживают фотографии и видеосъемка, представляющая реализованные проекты: опера в Гуанчжоу, стадион в Токио, центр водных видов спорта в Лондоне, центр Гейдара Алиева в Баку...

Внимание посетителей привлекают и интересные дизайнерские объекты – мебель; яхта, похожая на самолет; катер, очертаниями напоминающий автомобиль. Под стеклом в витринах коллекция «Глянец» для Сваровски – колье, браслет, заколки (или кольца?). Невероятной формы обувь для фирмы «Лакост». Все это еще раз показывает, что Заха Хадид человек смелый. Она сотрудничает с компаниями, которые не боятся экспериментировать, рисковать. Благодаря этому и реализуются ее проекты в разных сферах.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (5495) от 08.07.2015.


Комментарии