Жемчужина в ожерелье России
Только что вышла из печати новая книга об истории Петербурга — внушительный однотомник «Санкт-Петербург. 300 лет истории».
Из названия понятно: он посвящен юбилею города. Такие книги издаются один раз в столетие. Это если они подводят итог вековой биографии города или региона. Книга же, о которой идет речь, охватывает целых три столетия — ровно столько, сколько исполняется нынче нашему городу.
За три столетия о городе написаны тысячи фолиантов. В немалой степени они использованы в новом сочинении, но, что весьма ценно, создатели его постарались привлечь многочисленные архивные материалы, в том числе и долгие годы остававшиеся под запретом, исторические документы, проливающие свет на многие события в жизни города, мемуары, журнальные и газетные выступления далеких и совсем недавних времен.
Из всего этого сложился портрет Петербурга, занимающего особое место в истории России. Новая книга — плод коллективного творчества ученых нашего города. Она выпущена петербургским издательством «Наука» при поддержке администрации города и фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Сегодня наш корреспондент Зоя ФЕДОРОВА беседует с руководителем авторского коллектива, ответственным редактором юбилейного издания, известным ученым, доктором исторических наук Валентином КОВАЛЬЧУКОМ.
— Прежде всего, Валентин Михайлович, поздравляю вас с окончанием этого колоссального труда. Как один из первых его читателей, не могу не признаться: все более чем 700 страниц читаются с интересом. А отдельные главы просто как увлекательнейший роман. Начать хотя бы с основания города, с того, как строили петровский Петербург и как в нем жили.
Не сомневаюсь, что создавать книгу большим авторским коллективом совсем не просто. При самой высокой квалификации авторов, как удалось обеспечить единство подхода к историческим материалам и единство стиля?
— Работа над изданием продолжалась восемь лет. Ее вели научные сотрудники Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук. Я не могу не назвать этих людей поименно. Это Евгений Викторович Анисимов, Евгений Михайлович Балашов, Александр Завелевич Ваксер, Рафаил Шоломович Ганелин, Андрей Ростиславович Дзенискевич, Анжелина Павловна Купайгородская, Валерия Антониновна Нардова, Алексей Николаевич Цамутали, Александр Николаевич Чистиков и преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Анна Сергеевна Сухорукова. Как очевидно из названия института, история, в частности города, всегда была ведущей темой его сотрудников. Новая книга — продолжение их предыдущих трудов, но, я бы сказал, в новом качестве.
Работа шла очень активно: по готовности обсуждали каждую главу, выверяли позиции, интересовались использованными материалами, тут же рецензировали тексты. Что же касается стиля, то у членов редакционной коллегии не было цели унифицировать язык всех разделов, каждому автору свойственна своя манера изложения. Непременным условием были только показ многогранности жизни города без излишней и односторонней политизации, точность фактов и обоснованность выводов.
Кто-то из авторов накопил по своей теме больше материалов, кто-то меньше, у одних использовано значительное число фактических сведений, у других меньше. Но анализ в своих исследованиях дал каждый.
Добавлю: в книге почти 400 иллюстраций, некоторые публикуются впервые.
— Кстати, о фактическом материале. Я насчитала в 22 главах книги 2049 сносок. На мой взгляд, это астрономическое количество ссылок на использованные источники, вплоть до газетных статей, и, конечно же, свидетельство глубокой информированности авторов. А следовательно, есть основание говорить о новых оценках некоторых событий в истории города?
— Да, именно широким диапазоном использованных материалов и отличается наша новая книга. В ней ученые опираются не только на документы самых различных российских архивов, но и на классические публикации источников, таких, например, как «Письма и бумаги императора Петра Великого» или Полное собрание законов Российской империи. Просмотрены и исследованы тома историй заводов и фабрик нашего города, перелистаны многолетней давности воспоминания известных горожан, журналистские статьи в различных изданиях об истории города, особенно последних десятилетий.
Отсюда и новые оценки исторических событий. Использованные архивные материалы позволили нам обстоятельно изложить историю городского самоуправления, рост населения и его состав, управление городом, повседневную жизнь горожан, их материальное положение, уделить внимание ряду событий, о которых прежде умалчивалось. Иными словами, в изложении представлены и те проблемы, которые еще недавно оставались, что называется, за семью печатями. Новое время продиктовало новые подходы к истории. Максимально правдиво показаны трагические события, такие как массовые репрессии 30 — 40-х годов прошлого века, «ленинградское дело», в результате которого были расстреляны и осуждены тысячи руководителей и простых граждан, практически уничтожен Музей обороны Ленинграда.
— Наш город поднялся «из тьмы лесов, из топи блат» и достиг своего величия всего за три столетия. Конечно же, прежде всего Петру надо поставить в заслугу его рост «со сказочной быстротой», как сказано в предисловии?
— Импульс развитию новой столицы дал Петр — поистине Великий. Цель, поставленная им, была грандиозной: если Москва — центр сухопутных земель, новой столице он отводил роль города при море. Россия изменяла свою географию. И последователям царя ничего не оставалось, как воплощать в жизнь задумки Петра, выполнять его заветы — останавливаться было уже невозможно.
XIX век стал веком расцвета города. Главный морской порт России, крупный торговый центр потребовал сооружения банков, дворцов. Стало расти население — значит широко развернулось строительство жилья. Уже через полтора века после смерти Петра население города достигло почти миллиона человек, он становится самым крупным центром России и четвертым в Европе. А промышленность развивалась все более высокими темпами...
— История города насыщена событиями, полными контрастов, драматизма и трагедий. С одной стороны, поднимаются великолепные дворцы, сооружается Медный всадник, с другой — читаем объявление в газете: «Продается 30 лет девка и гнедая лошадь». И все-таки первая конка, первый трамвай, первые выборы в Думу, первые фильтры на водопроводной станции... А вот любопытная информация: в 1902 году впервые прозвучал доклад о необходимости строить в городе метро. Наверняка многим будет интересно узнать и то, что Керенский в ноябре 1917 г. покидает столицу не тайно, а открыто — в автомобиле он отправляется в Псков собирать войска для борьбы с большевиками.
Или К. И. Чуковский заявляет в первые голодные годы новой власти: «Для того чтобы испечь раз в год пирог, нужно служить в пяти учреждениях»...
— Во всем этом — в такой пестроте мнений и картин — я вижу достоинства книги. Город строили, и в нем жили во все века люди — их свидетельства дорогого стоят. Они и позволяют представить объемную историческую картину, а не сухой набор сведений. Таким был наш принцип. Надо сказать, что только перечень имен, упомянутых в издании, занял 28 (!) страниц в две колонки. Сотни исторических личностей удостоились чести быть представленными в юбилейном издании. И прежде всего, разумеется, сам Петр, первый работник в своей стране. Вставал он еще до свету и успевал совершать со свойственной ему быстротой множество дел. На постройке судов нередко сам брался за топор. Сколько зодчих оставили на берегах Невы память о себе, сколько людей, не ведавших славы, отличались на постройках. Один из них, литейщик Емельян Хайлов, рискуя жизнью, спас при отливке Медный всадник. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда рассказала о подвиге мастерового. А разве не подвиг — послевоенное возрождение разрушенных до основания памятников архитектуры в наших пригородах, в том числе и Янтарной комнаты? Это вызывает восхищение всего мира.
— Особое место занимает в книге глава о Великой Отечественной войне и блокаде, написанная вами. Не сказав об этих трагических событиях, нельзя понять историю города.
— Если б не война, город в своем развитии достиг бы значительно большего. Она разделила жизнь многих из нас на «до» и «после» и отбросила поколение 1930 — 1940-х на годы назад. Но очевидно и другое: самые высокие слова о защитниках города в годы войны не будут преувеличением. Я много лет занимаюсь историей блокады, в частности легендарной Дороги жизни — этой поистине магистрали мужества. И могу утверждать: такого коллективного подвига не знала история. Очень хочется сказать молодым: защитники города имели мужество совершать подвиги, так имейте же желание об этом помнить. Речь ведь идет об отцах и дедах. Их все меньше остается с нами.
— Новая книга, как представляется, привлечет к себе внимание читателей. И по объему, и, главное, по масштабу поднятых материалов. Предыдущие столетия не видели подобных изданий. Мне попал в руки чудом сохранившийся в семье небольшой томик, посвященный 200-летию города. Он издан ровно сто лет назад. Исторический очерк В. Авсеенко, похоже, и не ставил своей задачей подытожить то, чего достиг Петербург за свои два столетия. Отдавая должное строительству, автор основное внимание уделил многочисленным пиршествам двора, гостеприимству и пышности императорских особ, вплоть до блеска праздничных одежд, украшений и изысканности блюд на столах.
— Да, современники признавали, что не было в конце XVIII — начале XIX веков в Европе более пышного двора, чем в Петербурге, но не только это определяло лицо города и государства.
Особенно Петербург преуспел в третьем столетии своего существования. Ногою прочно встал при море — а это было главным устремлением Петра. Нынче город принимает все флаги в гости: из форпоста, военной крепости на Северо-Западе России, он уже давно превратился во вторую столицу государства.
Этому способствовали прежде всего могучая воля Петра, его неукротимое желание перемен.
Мы ходим сегодня по бывшим лесистым берегам, не отдавая себе отчета в том, сколько отдано здесь жизней, сколько пролито пота и крови — это не преувеличение.
Петербург славен своей историей. Мы, нынешнее поколение, свидетели его расцвета, превращения в важнейший экономический и культурный центр страны, оказавший и оказывающий заметное влияние на развитие всей России.
Три столетия миновали от первой просеки, прорубленной на лесистых берегах у впадения Невы в Финский залив. Три столетия, полных труда и устремлений, нескольких войн и революции. Сменялись поколения, город рос, приобретал величественность, все больше привлекая к себе внимание мира. А почему бы на пороге нового, четвертого, века его существования не задаться вопросом: что бы сказал сам Петр о своем детище, доведись ему взглянуть на него нынче?
Хочется думать, что город бы его восхитил: многое он бы принял с восторгом, прозорливый мечтатель и могучий творец. Он дал своему детищу жизнь, напутствовал энергией. И мы можем считать, что город Петра заслужил за первые три столетия от рождения право называться жемчужиной в ожерелье России.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (2967) от 27.05.2003 года.
Комментарии