«Желтая кофта из трех аршин заката»

На выставке «ОбличьЯ. Больше, чем реальность», открывшейся в Шереметевском дворце в рамках фестиваля «Дягилев. P. S.» под эгидой Культурного форума, все сверкает, блестит, переливается. Крутятся-вертятся мобили Андрея Бартенева, пугают в полумраке ритуальные маски из Российского музея этнографии и манекены ряженых, с видеоэкранов доносится бормотание крестьянок, читающих заговоры против злых духов, поет молодая Жанна Агузарова, разыгрывается перформанс «Поп-механики» Сергея Курехина...

«Желтая кофта из трех аршин заката»  | Инсталляция Андрея Бартенева «Снежная королева» из неваляшек и волчков.<br>ФОТО Дмитрия ПРОХОРОВА

Инсталляция Андрея Бартенева «Снежная королева» из неваляшек и волчков.
ФОТО Дмитрия ПРОХОРОВА

Как тут не вспомнить стихотворение Владимира Маяковского «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана...»?

Поэт - один из героев выставки, которую куратор проекта Лизавета Матвеева выстроила по законам маскарада. Главная ее тема - лики, обличья, маски в народной культуре, в искусстве, в облике художников и поэтов.

Начинается рассказ с футуристов. На стенах - увеличенные черно-белые фотографии Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Ильи Зданевича. Драгоценный экспонат - лоскут, оставшийся от желтой кофты Маяковского, предоставленный московским музеем поэта. Трудно сказать, почему именно желтая кофта, в которой поэт выступал, действовала на почтеннейшую публику, как на быка - красная тряпка.

В гардеробе поэта имелась еще одна кофта - ситцевая, с розами, а также розовый смокинг, алый фрак, гороховое пальто. Объяснял он свои экстравагантные по тем временам наряды просто: ну не было у него тогда приличного костюма. Мама сшила ему желтую кофту, которую он сделал частью своего скандального эпатажного имиджа. Не отставали и собратья-футуристы. Они не появлялись на публике, не раскрасив лицо. На выставке можно увидеть журнал «Аргус» 1913 года, раскрытый на статье Ильи Зданевича и Михаила Ларионова «Почему мы раскрашиваемся». «Наша раскраска ни вздорная выдумка, ни возврат - неразрывно связана она со складом нашей жизни и нашего ремесла...» - объясняют художники свой «макияж».

Это могли быть абстрактные орнаменты, «лучистые» пейзажи Ларионова, верблюд Сарьяна. А поэт Василий Каменский, авиатор, ходил обычно с нарисованным на щеке аэропланом. Публика смотрела на эти «художества» с изумлением. Бенедикт Лившиц в своих знаменитых мемуарах о богеме Серебряного века «Полутораглазый стрелец» писал, как однажды ехал рано утром в трамвае, возвращаясь после ночного сборища в «Бродячей собаке». Он не смыл грим. И вдруг заметил, с какой ненавистью смотрит какой-то рабочий, торопившийся на фабрику.

От мастеров русского авангарда на выставке - реконструкции костюмов к опере-буфф «Победа над Солнцем», где собственно и явился впервые миру черный квадрат. Костюмы к опере на стихи Крученых и музыку Матюшина сделал когда-то Казимир Малевич. Реконструкции сто лет спустя выполнили студенты училища имени барона Штиглица. Они уже демонстрировались в Русском музее на выставке Казимира Малевича «До и после квадрата».

Компанию футуристам составили художники, музыканты, поэты, которые вышли на арт-сцену в эпоху перестройки. Это Сергей Курехин, Влад Мамышев-Монро, Константин Гончаров, Александр Петлюра, Андрей Бартенев. Здесь можно увидеть пиджак Жанны Агузаровой, выбранный для выставки ею лично - самый обычный, серенький. Пальто и цилиндр Тимура Новикова, главы петербургского неоакадемизма, провозгласившего культ красоты. Платье для секретарши от Лаборатории экспериментальной моды Светы Петровой, которая устраивала в 1990-е годы показы альтернативной моды, поражает воображение: в модель словно встроена клавиатура пишмашинки, сигарета с мундштуком и даже помада. Отдельная тема - перевоплощения Влада Монро, который менял обличья с легкостью необыкновенной, представая то в любимом образе Мэрилин Монро, то советской кинозвезды Любови Орловой, Штирлица и его жены, Чарли Чаплина, Ленина.

Обе эпохи, которые взяли за основу кураторы, - переломные. И это отражено в экспозиции, сделанной замечательным художником Юрием Сучковым. Произведения русского авангарда и художников 1990-х годов, кажется, вламываются в изысканные интерьеры старинного дворца XVIII века. Это ощущается как диссонанс, но представляется вполне оправданным. Не так ли когда-то ворвались революционные солдаты и матросы в императорские дворцы и особняки аристократов? И не так ли русский авангард грубо потеснил классическое искусство?

Некоторые экспонаты размещены на «вздыбленных» планшетах, которые клином врезаются в раззолоченные дворцовые интерьеры. Среди старинных зеркал, под хрустальными люстрами, рядом с хрупкими роялями и клавесинами буйствуют огромные движущиеся инсталляции московского художника и дизайнера Андрея Бартенева. Например, его «Снежная королева», которая состоит из множества неваляшек и, кажется, таращится на нас сотнями круглых голубых глаз - будто мифологический Аргус.

А на парадной лестнице стоят манекены, обряженные в одежду советских времен, которую художник и модельер Александр Петлюра собирал в течение тридцати лет на помойках и блошиных рынках.

Коллекция впечатляющая, одних только галстуков у него пять тысяч, обуви - три тысячи.

- Я давно мечтал показать свои найденные на помойке вещи в каком-нибудь пафосном пространстве - буржуазном раззолоченном месте. Наконец моя мечта осуществилась! - пошутил на вернисаже Петлюра.

Место ему предоставили на парадной лестнице, где он выстроил манекены, представив «Историю одного человека в вещах». Это отчасти его автобиография. Одна фигура - «мама» в платье 1960-х годов и с банкой маринованных огурцов вместо головы.

У «папы» из кармана торчит «Беломор».

- Тут много параллелей с моей жизнью, - рассказал Петлюра. - Но это и биография нашей страны по эпохам. Интересно проследить, как менялся облик обычных людей в зависимости от того, кто стоял во главе страны: Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев. Сейчас вот неинтересно - все одеты в китайский ширпотреб по всему миру. А в советские времена у нас был свой стиль.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5842) от 01.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.