«Зерна» – выставка живописи и графики Татьяны Туличевой
В арт-центре «Пушкинская, 10» открылась выставка живописи и графики петербургской художницы Татьяны Туличевой «Зерна». Проект стал итогом шестилетней работы над темой, которую автор обозначила как поиск образа зерна - хранителя зрительной, интуитивной и этической памяти.
Иллюстрация blurAZ/shutterstock.com
В 2011 году Туличева, убежденный последователь классика русского авангарда Владимира Стерлигова, показала на одной из выставок картину «Поля. Мнимые ландшафты». Увидев зависшие в воздухе сферы, коллекционер и куратор Николай Кононихин спросил автора: «Это шины или снопы?». «Зерна» - сказала Туличева.
Позже появилась картина «Поле. Знак», где зерна, напоминающие кофейные, на самом деле отсылают к евангельскому тексту «...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». В то же время в этой картине фиолетовый оттенок зерен - это характерный поп-артовский прием, когда неожиданный цвет заставляет обратить внимание на изображенное... Увидев добрый «знак», Кононихин предложил Туличевой развивать тему зерна.
Первая серия стала посвящением классикам модернизма ХХ века. Татьяна Туличева пофантазировала, как могли бы изобразить зерна Хуан Миро и Виктор Вазарели, какие коллажи создали бы Пабло Пикассо и Анри Матисс. Энди Уорхол непременно напечатал бы серию принтов, раскрасив фон для черных зерен в разные цвета.
Особое внимание в серии уделено Казимиру Малевичу, учителю Стерлигова. Туличева преобразует «Черный квадрат» в сочетание шести плодородных зерен, напоминая, какое неимоверное количество сюжетов - философских, дизайнерских, протестных, пародийных и т. д. - породил кусок дешевого холста, закрашенный черной краской.
Другое «Посвящение Малевичу» - фантазия на тему его картины «Красная конница». У классика буденновцы скачут по чистому полю. Туличева «закапывает» в землю три зерна, предупреждая о победе красных и накануне столетия русской революции размышляя о ее последствиях.
Вторая часть проекта состоит из серий In progress, «ДНК», «Две реальности», «Органика. Конструкция», в которых художница ведет метафорический разговор о трудностях прорастания и органической потребности роста.
Комментарии