Здравствуй, тоска!

Один из лучших мастеров отечественного сериального и остросюжетного кинематографа сменил жанровую интонацию и предложил публике совсем иное кино, где есть место и время и для чувств, и для раздумий. А еще - мистическая и странная история об отношениях людей разных эпох и разных социальных статусов.

Здравствуй, тоска! |

Взяв за основу повесть для кино Аркадия Красильщикова «Влюбленный в тень», режиссер предложил нам сюжет о том, как преуспевающий бизнесмен средних лет Борис Гордин (Михаил Пореченков) влюбляется... в портрет звезды немого кино Вероники Листовской, случайно увиденный им в квартире своей пожилой учительницы. Дальше начинается невероятная история о том, как бизнесмен старается найти девушку, похожую на звезду давно минувших лет.

Может ли такая история случиться в жизни? Может! Кто из нас в детстве или юности не создавал себе кумиров? Только тогда, когда мы взрослели, эти кумиры, как правило, становились частью наших воспоминаний. У Дмитрия Светозарова история с влюбленным в портрет олигархом приобрела иной характер, она, скорее, напоминает современную сказку о том, как может ожить прошлое, как мечта обретает реальные очертания и плоть конкретного человека. Именно такую роль и доводится сыграть современной Вике (Варвара Щербакова), похожей как две капли воды на изображение звезды немого кино. Вика - работница лесопилки, замученная проблемами и неустроенностью жизни.

Девушку изо всех своих креативных сил ищет по свету некто Панов (Юрий Стоянов), некогда талантливый режиссер, мечтающий поставить фильм о воеводе Боборыкине. Дело в том, что тоскующий Гордин, желая стимулировать богемного приятеля, обещал деньги на его будущий проект только при том условии, что он найдет девушку, похожую на Листовскую...

Дмитрий Светозаров выбрал нечто среднее между пародией на мир богатых и скучающих от своего богатства персон и грубоватой ироничной мелодрамой о том, что бедные и честные останутся гордыми и независимыми. Но изюминка разыгранной сказки заключается не только в чувствах нынешней Золушки, но и в тех мучительных сомнениях, которые хоть и беспокоят беднягу Гордина, но никак не могут его пробудить к реальной жизни. «Принц на белом коне» оказывается не готов к встрече с «замарашкой». Его мир совсем иной, чем у бедняжки Вики. Он отгорожен от проблем высокими заборами, телохранителями и банковскими счетами со множеством нолей.

Любое же прямое столкновение с действительностью (например, поездка на метро) едва не приводит героя к психологическому коллапсу. В голову зрителю в такие моменты проникает мысль о том, что «богатые тоже плачут». Однако Михаил Пореченков играет состояние некоего психологического анабиоза, когда на «челе его высоком не отразилось ничего». Герой вроде бы играет в жизнь и в попытку возвращения к ней, но уж больно странный способ он избрал для этого.

«В томленьях грусти безнадежной» Гордин отказывается от прежнего варианта семьи, отсылая за пределы города свою подругу с дочерью. И производит замену, поселив у себя в доме вполне живую копию той самой рабы любви, которая так поразила его воображение на старинном фото. Казалось, счастье достигнуто, симпатичная девушка способна вернуть изнывшегося от собственного благополучия бизнесмена в ряды людей с активной жизненной позицией, но... Здесь наступает черед нашей Золушки впасть в сомнения и переживания.

Нечто подобное мы видели недавно в ленте Владимира Бортко «О любви». Там героиня быстро и без мук совести решила проблему собственного благополучия, завоевав место под финансовым солнцем рядом с банкиром. В фильме Дмитрия Светозарова именно мучения Золушки с лесопилки и порождают напряжение сюжета, изредка разряжаемое сардоническими репризами Юрия Стоянова, который блистательно изобразил рефлексирующего приспособленца. Порою казалось, что режиссер и сам не ведал, каким образом должна разрешиться новелла про мужчину, влюбленного в тень из прошлого.

Получив в руки искомую копию, Гордин играет с ней в некую любовь и красоту, но при этом не выражает ни эмоций, ни мыслей, ни чувств. А Вика, напротив, мечется между честью и богатством. Впору было называть фильм «Здравствуй, тоска!», перефразируя заглавие известного французского романа о том, какими страстными могут быть отношения между мужчиной и женщиной. Даже если они вместе, счастье и радость любви им еще не гарантированы. Ибо любить - это вовсе не значит все время смотреть друг на друга. Это, как известно, значит смотреть в одном направлении. А с этим у Вики и Бориса Гордина большие проблемы, которые вряд ли возможно решить, даже соединяя персонажей вместе в отчаянном прыжке с небес на землю, который герой совершает словно в прострации. У него, конечно, есть парашют, но похоже, что к его помощи он прибег слишком поздно. Бизнесмен Гордин в прямом и переносном смысле совершил слишком жесткое приземление... в реальность.

#Светозаров #кино #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...