Здравствуй, тоска!
Один из лучших мастеров отечественного сериального и остросюжетного кинематографа сменил жанровую интонацию и предложил публике совсем иное кино, где есть место и время и для чувств, и для раздумий. А еще - мистическая и странная история об отношениях людей разных эпох и разных социальных статусов.
Взяв за основу повесть для кино Аркадия Красильщикова «Влюбленный в тень», режиссер предложил нам сюжет о том, как преуспевающий бизнесмен средних лет Борис Гордин (Михаил Пореченков) влюбляется... в портрет звезды немого кино Вероники Листовской, случайно увиденный им в квартире своей пожилой учительницы. Дальше начинается невероятная история о том, как бизнесмен старается найти девушку, похожую на звезду давно минувших лет.
Может ли такая история случиться в жизни? Может! Кто из нас в детстве или юности не создавал себе кумиров? Только тогда, когда мы взрослели, эти кумиры, как правило, становились частью наших воспоминаний. У Дмитрия Светозарова история с влюбленным в портрет олигархом приобрела иной характер, она, скорее, напоминает современную сказку о том, как может ожить прошлое, как мечта обретает реальные очертания и плоть конкретного человека. Именно такую роль и доводится сыграть современной Вике (Варвара Щербакова), похожей как две капли воды на изображение звезды немого кино. Вика - работница лесопилки, замученная проблемами и неустроенностью жизни.
Девушку изо всех своих креативных сил ищет по свету некто Панов (Юрий Стоянов), некогда талантливый режиссер, мечтающий поставить фильм о воеводе Боборыкине. Дело в том, что тоскующий Гордин, желая стимулировать богемного приятеля, обещал деньги на его будущий проект только при том условии, что он найдет девушку, похожую на Листовскую...
Дмитрий Светозаров выбрал нечто среднее между пародией на мир богатых и скучающих от своего богатства персон и грубоватой ироничной мелодрамой о том, что бедные и честные останутся гордыми и независимыми. Но изюминка разыгранной сказки заключается не только в чувствах нынешней Золушки, но и в тех мучительных сомнениях, которые хоть и беспокоят беднягу Гордина, но никак не могут его пробудить к реальной жизни. «Принц на белом коне» оказывается не готов к встрече с «замарашкой». Его мир совсем иной, чем у бедняжки Вики. Он отгорожен от проблем высокими заборами, телохранителями и банковскими счетами со множеством нолей.
Любое же прямое столкновение с действительностью (например, поездка на метро) едва не приводит героя к психологическому коллапсу. В голову зрителю в такие моменты проникает мысль о том, что «богатые тоже плачут». Однако Михаил Пореченков играет состояние некоего психологического анабиоза, когда на «челе его высоком не отразилось ничего». Герой вроде бы играет в жизнь и в попытку возвращения к ней, но уж больно странный способ он избрал для этого.
«В томленьях грусти безнадежной» Гордин отказывается от прежнего варианта семьи, отсылая за пределы города свою подругу с дочерью. И производит замену, поселив у себя в доме вполне живую копию той самой рабы любви, которая так поразила его воображение на старинном фото. Казалось, счастье достигнуто, симпатичная девушка способна вернуть изнывшегося от собственного благополучия бизнесмена в ряды людей с активной жизненной позицией, но... Здесь наступает черед нашей Золушки впасть в сомнения и переживания.
Нечто подобное мы видели недавно в ленте Владимира Бортко «О любви». Там героиня быстро и без мук совести решила проблему собственного благополучия, завоевав место под финансовым солнцем рядом с банкиром. В фильме Дмитрия Светозарова именно мучения Золушки с лесопилки и порождают напряжение сюжета, изредка разряжаемое сардоническими репризами Юрия Стоянова, который блистательно изобразил рефлексирующего приспособленца. Порою казалось, что режиссер и сам не ведал, каким образом должна разрешиться новелла про мужчину, влюбленного в тень из прошлого.
Получив в руки искомую копию, Гордин играет с ней в некую любовь и красоту, но при этом не выражает ни эмоций, ни мыслей, ни чувств. А Вика, напротив, мечется между честью и богатством. Впору было называть фильм «Здравствуй, тоска!», перефразируя заглавие известного французского романа о том, какими страстными могут быть отношения между мужчиной и женщиной. Даже если они вместе, счастье и радость любви им еще не гарантированы. Ибо любить - это вовсе не значит все время смотреть друг на друга. Это, как известно, значит смотреть в одном направлении. А с этим у Вики и Бориса Гордина большие проблемы, которые вряд ли возможно решить, даже соединяя персонажей вместе в отчаянном прыжке с небес на землю, который герой совершает словно в прострации. У него, конечно, есть парашют, но похоже, что к его помощи он прибег слишком поздно. Бизнесмен Гордин в прямом и переносном смысле совершил слишком жесткое приземление... в реальность.
Комментарии