Здесь и сейчас
Международный проект «Театр без границ» в этом году отмечает десятилетие, за которое было выпущено четыре спектакля. Каждая постановка объединяет профессиональных и непрофессиональных артистов из трех стран - России, Швейцарии и Германии. Причем позволяет не просто выступить на сцене, но и принять непосредственное участие в создании спектакля людям с особенностями в развитии. В апреле в рамках ХIV всероссийского фестиваля «Арлекин» состоялся премьерный показ в России последнего, четвертого, спектакля «Здесь и сейчас». Накануне на одной из последних репетиций побывал корреспондент «СПб ведомостей».

Посвящен спектакль теме взаимоотношений между людьми и безграничности возможностей человека. И от сценки к сценке, из которых состоит полуторачасовое действие, актеры доказывают это зрителям.ФОТО предоставлено благотворительной организацией «Перспективы»
В небольшом репетиционном зале собрались все участники проекта. Понять, кто есть кто, непросто. Один из руководителей, швейцарец Антонелло Чеккинато, бодро командует на итальянском и сам вовсю играет вместе с актерами. Актеры же - всего на сцену выходят 27 человек - также являются соавторами постановки. Среди российских трое имеют инвалидность и живут в психоневрологическом интернате № 3 в Петергофе.
Труппа собралась вместе после почти годичного перерыва. Премьера спектакля состоялась в июле 2016-го в Гамбурге, в этом году - показ в России, в следующем - в Швейцарии. По правилам проекта, каждый спектакль демонстрируется во всех странах-участницах.
- Мне всегда казалось, что такие вещи особенно актуально показывать в России. Но, как выяснилось, и в Европе тоже, - рассказывает российский руководитель проекта и глава театральной студии петербургской благотворительной организации «Перспективы» актриса Елена Шифферс. - Наши коллеги из европейских стран говорят, что у них те же самые проблемы с тем, как окружающие воспринимают людей с особенностями, и тоже есть случаи сегрегации...
...На репетиции царит трехголосый гомон. Вот в центре площадки «сталкиваются» две инвалидные коляски, сидящие в них бурно жестикулируют и кричат на русском и немецком, видимо, примерно одно и то же: «Это наше место!». Между ними встает, можно сказать, «заслуженная актриса» ПНИ № 3 Светлана Меткина. «Публика! Публика!» - провозглашает она, обрывая спорящих с такой громкостью, что режиссеры пугаются: «Света, потише, сейчас голос сорвешь, как на спектакле кричать будешь?».
- Профессиональные актеры и режиссеры еще совсем недавно не представляли, как можно участвовать в социальных проектах, - говорит Елена Шифферс. - Помню, мне говорили: «Не боишься скатиться в социалку?». Это смешно. Ведь скольким вещам надо научиться, чтобы суметь работать с особыми людьми! Тут, скорее, надо «подняться» к социалке.
Руководители проекта уверены, что театральное искусство, во-первых, является мощным способом поддержки таких людей, а во-вторых, не менее эффективным способом интеграции их в общество. Как написала немецкий критик Кристина Дик: «Большинство границ начинаются в голове. Это стены, которые мы, люди, выстраиваем между собой, когда речь заходит о языке и культуре, возрасте и поле, инвалидности и болезни. «Театр без границ» не может за один вечер растворить в воздухе так много границ, но может ласково потрясти за плечи и сказать: «Мы все одинаковые. Никто не лучше и не хуже».
КСТАТИ
Спектакль «Здесь и сейчас» стал лауреатом ХIV всероссийского фестиваля театрального искусства «Арлекин» в специальной номинации «Приз зрительских симпатий «Глазами детей».
Материалы рубрики
Беглов предложил бесплатных нянь семьям с двойняшками и тройняшками
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии