Выставка «Здесь был дом» открылась в Музее Набокова
Открытие 3-й Петербургской биеннале музейного дизайна «Форма» напомнило про старый больной вопрос: является ли культурным и туристическим брендом для Петербурга Владимир Набоков?
ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС
Знаменитый писатель прожил первые 18 лет жизни в доме родителей на Большой Морской улице, 47.
Музейная биеннале - это серия выставок, каждая из которых создается совместными усилиями трех участников. Это сам музей, дизайнеры (как международные звезды, так и начинающие петербургские профессионалы), а также благотворительный фонд «ПРО АРТЕ», который объединяет двух участников в единую команду. Темы выставок определяются «на троих».
На открытии выставки «Здесь был дом» в Музее Набокова Юлия Купина, советник ректората СПбГУ, заявила, что, приняв приглашение участвовать в биеннале, музей как часть Университета демонстрирует желание стать заметной точкой на карте Петербурга, быть открытым городу.
Купина ответила на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о ситуации, когда музей располагается только в первом этаже парадного корпуса дома Набоковых, тогда как семья занимала все три этажа, а на втором до последнего времени сохранялась подлинная отделка. По ее словам, ремонт на втором и третьем этажах бесконечен, и она не знает, чем он закончится. Вопрос об изменении собственности не обсуждается: первый этаж, принадлежащий университетскому музею, остается в федеральной собственности, два верхних, где до ремонта находилась одна из городских музыкальных школ, - в собственности Петербурга. Советник ректората призналась: она хочет видеть мир в розовых очках. Надеется на то, что выход будет найден и дом Набоковых станет единым культурным пространством - вне зависимости от того, кто юридически владеет квадратными метрами.
За этими дипломатичными фразами вся 25-летняя история Музея Набокова. Он был создан на общественных началах в далеком 1993 году на волне всеобщего энтузиазма. Достаточно сказать, что Гарвардский университет, где Набоков много лет служил энтомологом, подарил нашему музею часть собранной им коллекции бабочек с автографами на коробках. Музей возглавил Вадим Старк, пушкинист и краевед, оставивший свои прежние занятия.
Музей и тогда занимал только первый этаж, выше жила газета «Невское время», которая любезно пускала музейщиков и их посетителей осмотреть гостиную Набоковых с фонариком-эркером, лепным потолком и камином, отделанным деревом.
В начале нового века стало ясно, что музей не может существовать только на одном энтузиазме. Да и за аренду у города платить было нечем. В 2007 году на выручку пришел СПбГУ, закрыл долги, сделал музей своей частью.
В 2010-м редакция газеты покинула дом на Большой Морской, 47. Логика сохранения культурного наследия, памяти места требовала расширения музея. Разные формы собственности - городская и федеральная - были серьезной, но решаемой проблемой. Конечно, если стремиться получить полноценный музей.
Чиновники решили иначе: два этажа заняла детская музыкальная школа. Но музейщики видели детей считанные разы. А в 2015 году помещения встали на ремонт, конца которому не видно. По источникам, работы с большими перерывами ведут гастарбайтеры. Складывается впечатление, что подрядчик испытывает проблемы с финансированием.
Недавно на электронной торговой площадке появилось предложение купить письмо, адресованное Елене Набоковой, матери писателя. Нетрудно догадаться, откуда оно взялось. После скандала письмо сняли с продажи, где оно сейчас - неизвестно.
Остается надеяться, что декор, демонтированный со стен, не пропал.
Но и музей живет непросто. По разным причинам в нем остались только три сотрудника, в начале были семь. Поэтому нет большого смысла требовать от душеприказчиков Дмитрия Набокова, сына писателя, выполнения его последней воли. Она состояла в том, чтобы передать музею некоторые личные вещи писателя и его книги с автографами. Чтобы принять дар по всем правилам, три сотрудника должны будут надолго закрыть музей и заниматься только этим архивом.
Выставка «Здесь был дом», созданная «Группой Х», которая сложилась на прошлой биеннале, отвечает ситуации. В зале, обитом черной тканью, стоит мебель в глухих чехлах (на снимке). На столе, пианино и стульях разложены предметы - замок, кованные гвозди, дверная ручка, найденные в доме. Луч прожектора выхватывает предмет и набоковскую цитату...
«Санкт-Петербургские ведомости» предлагают заинтересованным сторонам высказаться по затронутой теме. В мире широко знают и почитают двух русских писателей - Федора Достоевского и Владимира Набокова. Достоевский объявлен у нас туристическим брендом, и считается, что его музей надо всячески сохранять и развивать. А Набоков, получается, величина малая, его музей можно держать в «черном теле», а самого писателя вычеркивать из списка выдающихся личностей, достойных памятника. Так нужен ли нашему городу Музей Набокова?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6322) от 15.11.2018 под заголовком «Здесь был дом».
Комментарии