Завод по производству музыки

А накануне открытия зрителей Мариинского-2 ждет встреча с танцевально-музыкальным искусством пекинского художественного ансамбля «Солнечный луч». Как гласит справочный комментарий к концерту, этот ансамбль, насчитывающий более четырехсот артистов, был создан в 2006 году «пожилыми людьми для общения и творческого проведения досуга».

Завод по производству музыки | ФОТО предоставлено пресс-службой Зальцбургского фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой Зальцбургского фестиваля

Что ж, вероятно, без опыта китайских пожилых людей нам не обойтись, чтобы когда-нибудь выпустить на эту сцену и 400 своих российских пенсионеров. Хотя лучше, может быть, отправить их набираться опыта с подобным концертом в Китай, где много роскошных современных концертных залов.

Китайские гости выступят в сопровождении оркестра им. Андреева, а потому исполнят не только песни и танцы народов Китая, но также и песни Александрова, Блантера, Соловьева-Седого.

Сезон откроется официально в Концертном зале: маэстро Валерий Гергиев со своим оркестром предложат послушать грохочущую футуристическую симфоническую картину «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова и в той же программе — Третью симфонию Антона Брукнера.

Уже не впервые возникает стойкое ощущение, что Валерий Гергиев, составляя программы, использует музыкальную литературу в качестве особого языка, с помощью которого более или менее явно намекает на определенные обстоятельства. Вот и первым концертом сезона он словно дает понять имеющим уши: да, Мариинский театр сегодня очень напоминает завод по производству музыки — от симфонического концерта до детского спектакля. Но на этом заводе, состоящем из трех больших и нескольких камерных залов, выпускают штучную продукцию, например, Третью симфонию Брукнера, посвященную Вагнеру, одному из главных кумиров маэстро Гергиева.

На другом полюсе емкого языка иносказаний существует деловой язык цифр, ставший с некоторых пор для Мариинского театра основополагающим. В итоговом пресс-релизе было написано, что общее число спектаклей и концертов достигло 1436 при общей посещаемости более 90%.

«В сезоне-2016/17 коллектив Мариинского театра (хор, опера, балет, симфонический оркестр) посетил с гастролями 22 страны мира, выступления театра увидели жители более 40 зарубежных и 80 российских городов», — с объяснимой гордостью сообщалось в пресс-релизе. Девять оперно-балетных, симфонических, хоровых, фортепианных и прочих фестивалей состоялось в одном только Петербурге.

Кроме них все теми же «творческими силами» были осуществлены IX музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» в Самаре, XVI Московский Пасхальный фестиваль, посвященный 135-летию со дня рождения Игоря Стравинского, прошедший в 77 городах России (20 регионов), и, наконец, Второй международный дальневосточный фестиваль. Последний начался во Владивостокском филиале Мариинки — Приморской сцене почти сразу по окончании сезона Мариинского театра в Петербурге. Туда отправились многие из тех, кто только что услаждал публику на Неве: совершили восьмичасовой перелет через всю страну и оказались в часовом поясе, где утро с ночью меняются местами.

Можно позавидовать физической выносливости певцов и танцоров, принимающих такой вызов и даже умудряющихся делиться в социальных сетях своей радостью от встречи с Тихим океаном. С одной стороны, дело благое — доставить искусство к многотысячной публике страны и мира, с другой — количественные показатели хороши лишь для бухгалтерии. Искусство не машина. И когда вдруг попадаешь на спектакль с задавленно-хрипящим тенором, с оркестром, играющим не так выразительно, — понимаешь, что им нужно чуть больше отдыхать, чтобы не выглядеть загнанными лошадьми. Артисты безропотные, работают не покладая рук и ног, а если и плачутся, то, скорее всего, лишь ночью подушке. Потому что заплачешь публично — лишишься партии.

Но как с концерта уходишь, напевая последние такты, так и минувший сезон Мариинского театра запомнился яркой вспышкой летнего фестиваля «Звезды белых ночей». Он особенно удался в оперной части. Все-таки «возраст» фестиваля — четверть века — сыграл свою роль при составлении списка участников. Здесь можно было услышать и немецкого баса Рене Папе в партии короля Марка в концертном исполнении «Тристана и Изольды» Вагнера под руководством Валерия Гергиева, и во время той же серии из трех вечеров познакомиться с новым именем — американкой Хейди Мелтон, которая, мужественно борясь с простудой, исполнила партию Изольды. Ее Тристаном все три вечера был неутомимый тенор Михаил Векуа, выдержавший суровый марафон из репетиций и представлений этой оперы, записывавшейся для лейбла «Мариинский».

Бас Ильдар Абдразаков в этот раз побаловал соскучившуюся по нему публику выступлениями в титульной партии героического гунна в «Аттиле», где так полномасштабно реализуется его мощный басовый потенциал, и «Сицилийской вечерне» Верди в партии Прочиды. Екатерина Семенчук поразила всех безграничными возможностями своего голоса, впервые выступив здесь в кровавой партии леди Макбет в опере Верди вместе с Пласидо Доминго. Любимица петербургской публики Мария Гулегина вновь блеснула в коронной роли Тоски, изумив царственностью вокала и абсолютной органикой существования в этом образе, где ей как будто и играть ничего не надо. Бароном Скарпиа в том спектакле был наш главный вагнеровский бас-баритон Евгений Никитин.

Едва ли не чаще остальных звезд выступала сопрано Татьяна Сержан, спектакли с ее участием вызывают повышенный интерес. «Дон Карлос» Верди, в котором она наконец дебютировала на Мариинской сцене, стал одним из лучших событий сезона. Ансамбль солистов, среди которых оказались тенор Нажмиддин Мавлянов, бас Михаил Петренко, баритон Алексей Марков, меццо-сопрано Екатерина Семенчук, возглавленный Валерием Гергиевым за пультом, показал подлинно высокий уровень оперной труппы Мариинского.

Для некоторых из солистов летний сезон продолжился на знаменитых фестивалях в Европе. Екатерина Семенчук, Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов дебютировали в «Аиде» Верди в постановке Ширин Нишат под управлением Риккардо Мути на Зальцбургском фестивале. Ильдар Абдразаков триумфально дебютировал там же в концертном исполнении «Лукреции Борджиа» Доницетти в партии Дона Альфонсо. А для молодой сопрано Евгении Муравьевой поездка в Зальцбург на две небольшие роли обернулась фантастическим дебютом в главной партии: она экстренно заменила там внезапно заболевшую знаменитую шведку Нину Стемме в партии Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича под управлением самого Мариса Янсонса. И в этом ей очень помогла «великая и ужасная» школа Мариинского театра...

#Мариинский театр #Нетребко

Комментарии