Завод по производству музыки

А накануне открытия зрителей Мариинского-2 ждет встреча с танцевально-музыкальным искусством пекинского художественного ансамбля «Солнечный луч». Как гласит справочный комментарий к концерту, этот ансамбль, насчитывающий более четырехсот артистов, был создан в 2006 году «пожилыми людьми для общения и творческого проведения досуга».

Завод по производству музыки | ФОТО предоставлено пресс-службой Зальцбургского фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой Зальцбургского фестиваля

Что ж, вероятно, без опыта китайских пожилых людей нам не обойтись, чтобы когда-нибудь выпустить на эту сцену и 400 своих российских пенсионеров. Хотя лучше, может быть, отправить их набираться опыта с подобным концертом в Китай, где много роскошных современных концертных залов.

Китайские гости выступят в сопровождении оркестра им. Андреева, а потому исполнят не только песни и танцы народов Китая, но также и песни Александрова, Блантера, Соловьева-Седого.

Сезон откроется официально в Концертном зале: маэстро Валерий Гергиев со своим оркестром предложат послушать грохочущую футуристическую симфоническую картину «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова и в той же программе — Третью симфонию Антона Брукнера.

Уже не впервые возникает стойкое ощущение, что Валерий Гергиев, составляя программы, использует музыкальную литературу в качестве особого языка, с помощью которого более или менее явно намекает на определенные обстоятельства. Вот и первым концертом сезона он словно дает понять имеющим уши: да, Мариинский театр сегодня очень напоминает завод по производству музыки — от симфонического концерта до детского спектакля. Но на этом заводе, состоящем из трех больших и нескольких камерных залов, выпускают штучную продукцию, например, Третью симфонию Брукнера, посвященную Вагнеру, одному из главных кумиров маэстро Гергиева.

На другом полюсе емкого языка иносказаний существует деловой язык цифр, ставший с некоторых пор для Мариинского театра основополагающим. В итоговом пресс-релизе было написано, что общее число спектаклей и концертов достигло 1436 при общей посещаемости более 90%.

«В сезоне-2016/17 коллектив Мариинского театра (хор, опера, балет, симфонический оркестр) посетил с гастролями 22 страны мира, выступления театра увидели жители более 40 зарубежных и 80 российских городов», — с объяснимой гордостью сообщалось в пресс-релизе. Девять оперно-балетных, симфонических, хоровых, фортепианных и прочих фестивалей состоялось в одном только Петербурге.

Кроме них все теми же «творческими силами» были осуществлены IX музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» в Самаре, XVI Московский Пасхальный фестиваль, посвященный 135-летию со дня рождения Игоря Стравинского, прошедший в 77 городах России (20 регионов), и, наконец, Второй международный дальневосточный фестиваль. Последний начался во Владивостокском филиале Мариинки — Приморской сцене почти сразу по окончании сезона Мариинского театра в Петербурге. Туда отправились многие из тех, кто только что услаждал публику на Неве: совершили восьмичасовой перелет через всю страну и оказались в часовом поясе, где утро с ночью меняются местами.

Можно позавидовать физической выносливости певцов и танцоров, принимающих такой вызов и даже умудряющихся делиться в социальных сетях своей радостью от встречи с Тихим океаном. С одной стороны, дело благое — доставить искусство к многотысячной публике страны и мира, с другой — количественные показатели хороши лишь для бухгалтерии. Искусство не машина. И когда вдруг попадаешь на спектакль с задавленно-хрипящим тенором, с оркестром, играющим не так выразительно, — понимаешь, что им нужно чуть больше отдыхать, чтобы не выглядеть загнанными лошадьми. Артисты безропотные, работают не покладая рук и ног, а если и плачутся, то, скорее всего, лишь ночью подушке. Потому что заплачешь публично — лишишься партии.

Но как с концерта уходишь, напевая последние такты, так и минувший сезон Мариинского театра запомнился яркой вспышкой летнего фестиваля «Звезды белых ночей». Он особенно удался в оперной части. Все-таки «возраст» фестиваля — четверть века — сыграл свою роль при составлении списка участников. Здесь можно было услышать и немецкого баса Рене Папе в партии короля Марка в концертном исполнении «Тристана и Изольды» Вагнера под руководством Валерия Гергиева, и во время той же серии из трех вечеров познакомиться с новым именем — американкой Хейди Мелтон, которая, мужественно борясь с простудой, исполнила партию Изольды. Ее Тристаном все три вечера был неутомимый тенор Михаил Векуа, выдержавший суровый марафон из репетиций и представлений этой оперы, записывавшейся для лейбла «Мариинский».

Бас Ильдар Абдразаков в этот раз побаловал соскучившуюся по нему публику выступлениями в титульной партии героического гунна в «Аттиле», где так полномасштабно реализуется его мощный басовый потенциал, и «Сицилийской вечерне» Верди в партии Прочиды. Екатерина Семенчук поразила всех безграничными возможностями своего голоса, впервые выступив здесь в кровавой партии леди Макбет в опере Верди вместе с Пласидо Доминго. Любимица петербургской публики Мария Гулегина вновь блеснула в коронной роли Тоски, изумив царственностью вокала и абсолютной органикой существования в этом образе, где ей как будто и играть ничего не надо. Бароном Скарпиа в том спектакле был наш главный вагнеровский бас-баритон Евгений Никитин.

Едва ли не чаще остальных звезд выступала сопрано Татьяна Сержан, спектакли с ее участием вызывают повышенный интерес. «Дон Карлос» Верди, в котором она наконец дебютировала на Мариинской сцене, стал одним из лучших событий сезона. Ансамбль солистов, среди которых оказались тенор Нажмиддин Мавлянов, бас Михаил Петренко, баритон Алексей Марков, меццо-сопрано Екатерина Семенчук, возглавленный Валерием Гергиевым за пультом, показал подлинно высокий уровень оперной труппы Мариинского.

Для некоторых из солистов летний сезон продолжился на знаменитых фестивалях в Европе. Екатерина Семенчук, Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов дебютировали в «Аиде» Верди в постановке Ширин Нишат под управлением Риккардо Мути на Зальцбургском фестивале. Ильдар Абдразаков триумфально дебютировал там же в концертном исполнении «Лукреции Борджиа» Доницетти в партии Дона Альфонсо. А для молодой сопрано Евгении Муравьевой поездка в Зальцбург на две небольшие роли обернулась фантастическим дебютом в главной партии: она экстренно заменила там внезапно заболевшую знаменитую шведку Нину Стемме в партии Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича под управлением самого Мариса Янсонса. И в этом ей очень помогла «великая и ужасная» школа Мариинского театра...

#Мариинский театр #Нетребко

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...