Завод по производству музыки

А накануне открытия зрителей Мариинского-2 ждет встреча с танцевально-музыкальным искусством пекинского художественного ансамбля «Солнечный луч». Как гласит справочный комментарий к концерту, этот ансамбль, насчитывающий более четырехсот артистов, был создан в 2006 году «пожилыми людьми для общения и творческого проведения досуга».

Завод по производству музыки | ФОТО предоставлено пресс-службой Зальцбургского фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой Зальцбургского фестиваля

Что ж, вероятно, без опыта китайских пожилых людей нам не обойтись, чтобы когда-нибудь выпустить на эту сцену и 400 своих российских пенсионеров. Хотя лучше, может быть, отправить их набираться опыта с подобным концертом в Китай, где много роскошных современных концертных залов.

Китайские гости выступят в сопровождении оркестра им. Андреева, а потому исполнят не только песни и танцы народов Китая, но также и песни Александрова, Блантера, Соловьева-Седого.

Сезон откроется официально в Концертном зале: маэстро Валерий Гергиев со своим оркестром предложат послушать грохочущую футуристическую симфоническую картину «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова и в той же программе — Третью симфонию Антона Брукнера.

Уже не впервые возникает стойкое ощущение, что Валерий Гергиев, составляя программы, использует музыкальную литературу в качестве особого языка, с помощью которого более или менее явно намекает на определенные обстоятельства. Вот и первым концертом сезона он словно дает понять имеющим уши: да, Мариинский театр сегодня очень напоминает завод по производству музыки — от симфонического концерта до детского спектакля. Но на этом заводе, состоящем из трех больших и нескольких камерных залов, выпускают штучную продукцию, например, Третью симфонию Брукнера, посвященную Вагнеру, одному из главных кумиров маэстро Гергиева.

На другом полюсе емкого языка иносказаний существует деловой язык цифр, ставший с некоторых пор для Мариинского театра основополагающим. В итоговом пресс-релизе было написано, что общее число спектаклей и концертов достигло 1436 при общей посещаемости более 90%.

«В сезоне-2016/17 коллектив Мариинского театра (хор, опера, балет, симфонический оркестр) посетил с гастролями 22 страны мира, выступления театра увидели жители более 40 зарубежных и 80 российских городов», — с объяснимой гордостью сообщалось в пресс-релизе. Девять оперно-балетных, симфонических, хоровых, фортепианных и прочих фестивалей состоялось в одном только Петербурге.

Кроме них все теми же «творческими силами» были осуществлены IX музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» в Самаре, XVI Московский Пасхальный фестиваль, посвященный 135-летию со дня рождения Игоря Стравинского, прошедший в 77 городах России (20 регионов), и, наконец, Второй международный дальневосточный фестиваль. Последний начался во Владивостокском филиале Мариинки — Приморской сцене почти сразу по окончании сезона Мариинского театра в Петербурге. Туда отправились многие из тех, кто только что услаждал публику на Неве: совершили восьмичасовой перелет через всю страну и оказались в часовом поясе, где утро с ночью меняются местами.

Можно позавидовать физической выносливости певцов и танцоров, принимающих такой вызов и даже умудряющихся делиться в социальных сетях своей радостью от встречи с Тихим океаном. С одной стороны, дело благое — доставить искусство к многотысячной публике страны и мира, с другой — количественные показатели хороши лишь для бухгалтерии. Искусство не машина. И когда вдруг попадаешь на спектакль с задавленно-хрипящим тенором, с оркестром, играющим не так выразительно, — понимаешь, что им нужно чуть больше отдыхать, чтобы не выглядеть загнанными лошадьми. Артисты безропотные, работают не покладая рук и ног, а если и плачутся, то, скорее всего, лишь ночью подушке. Потому что заплачешь публично — лишишься партии.

Но как с концерта уходишь, напевая последние такты, так и минувший сезон Мариинского театра запомнился яркой вспышкой летнего фестиваля «Звезды белых ночей». Он особенно удался в оперной части. Все-таки «возраст» фестиваля — четверть века — сыграл свою роль при составлении списка участников. Здесь можно было услышать и немецкого баса Рене Папе в партии короля Марка в концертном исполнении «Тристана и Изольды» Вагнера под руководством Валерия Гергиева, и во время той же серии из трех вечеров познакомиться с новым именем — американкой Хейди Мелтон, которая, мужественно борясь с простудой, исполнила партию Изольды. Ее Тристаном все три вечера был неутомимый тенор Михаил Векуа, выдержавший суровый марафон из репетиций и представлений этой оперы, записывавшейся для лейбла «Мариинский».

Бас Ильдар Абдразаков в этот раз побаловал соскучившуюся по нему публику выступлениями в титульной партии героического гунна в «Аттиле», где так полномасштабно реализуется его мощный басовый потенциал, и «Сицилийской вечерне» Верди в партии Прочиды. Екатерина Семенчук поразила всех безграничными возможностями своего голоса, впервые выступив здесь в кровавой партии леди Макбет в опере Верди вместе с Пласидо Доминго. Любимица петербургской публики Мария Гулегина вновь блеснула в коронной роли Тоски, изумив царственностью вокала и абсолютной органикой существования в этом образе, где ей как будто и играть ничего не надо. Бароном Скарпиа в том спектакле был наш главный вагнеровский бас-баритон Евгений Никитин.

Едва ли не чаще остальных звезд выступала сопрано Татьяна Сержан, спектакли с ее участием вызывают повышенный интерес. «Дон Карлос» Верди, в котором она наконец дебютировала на Мариинской сцене, стал одним из лучших событий сезона. Ансамбль солистов, среди которых оказались тенор Нажмиддин Мавлянов, бас Михаил Петренко, баритон Алексей Марков, меццо-сопрано Екатерина Семенчук, возглавленный Валерием Гергиевым за пультом, показал подлинно высокий уровень оперной труппы Мариинского.

Для некоторых из солистов летний сезон продолжился на знаменитых фестивалях в Европе. Екатерина Семенчук, Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов дебютировали в «Аиде» Верди в постановке Ширин Нишат под управлением Риккардо Мути на Зальцбургском фестивале. Ильдар Абдразаков триумфально дебютировал там же в концертном исполнении «Лукреции Борджиа» Доницетти в партии Дона Альфонсо. А для молодой сопрано Евгении Муравьевой поездка в Зальцбург на две небольшие роли обернулась фантастическим дебютом в главной партии: она экстренно заменила там внезапно заболевшую знаменитую шведку Нину Стемме в партии Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича под управлением самого Мариса Янсонса. И в этом ей очень помогла «великая и ужасная» школа Мариинского театра...

#Мариинский театр #Нетребко

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.