Завершился международный молодежный проект «Опера и подиум»
В Колонном зале Университета промышленных технологий и дизайна состоялся гала-концерт, ставший итогом международного молодежного проекта «Опера и подиум».

Фото предоставлено организаторами проекта «Опера и подиум»
Сегодня успех спектакля во многом зависит не только от мастерства артистов, но и от оригинальной концепции, придуманной режиссером. Именно на его замысел работают артисты, художники, создающие декорации и костюмы.
Но у студентов творческих вузов далеко не всегда есть возможность получить опыт командной работы над созданием спектакля. Чтобы дать им такую возможность, педагоги из Университета промышленных технологий и дизайна и петербургской Консерватории запустили в начале учебного года проект «Опера и подиум», объединив театр, моду, музыку и даже компьютерные технологии.
Студентам, объединившимся в пять творческих команд, предложили поставить фрагмент из какой‑нибудь русской оперы XIX века: «Садко», «Снегурочка» и «Царская невеста», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Будущие дизайнеры выполнили костюмы для своих сверстников-вокалистов — в соответствии с общей идеей постановки сцен, предложенных молодыми режиссерами. Не обошлось без споров.
В течение учебного года студенты побывали на многих оперных спектаклях, которые идут в Петербурге, отсмотрели десятки видеозаписей с самыми интересными постановками в театрах других городов и стран. Прослушали лекции не только об истории оперы, но и о современном искусстве, творчестве художников, работавших над созданием оперных спектаклей в разные времена, модном дизайне и его влиянии на театральное искусство. Посетили мастерские Мариинского театра, где трудятся высококлассные мастера сценического костюма.
Опытные наставники, курировавшие в течение года студенческие команды, старались внедрить идею синтеза искусств, когда оперное пение, дизайн костюма, мультимедийные декорации работают на идею режиссера, но при этом не противоречат музыке.
О том, что получилось, зрители могли судить на гала-концерте в Университете промышленных технологий и дизайна. Фрагменты из пяти опер демонстрировались под живую музыку в исполнении оркестра Театра Консерватории под управлением Сергея Федосеева.
Вместе со зрителями работы студентов оценивали члены экспертного совета. В их числе оперные певцы Василий Герелло и Владимир Ванеев, модельер Татьяна Парфенова, председатель Китайско-русской исследовательской ассоциации экспертов по развитию культуры и искусства Чжан Чухан и другие специалисты.
Хотя в творческом проекте «Опера и подиум» нет победителей и побежденных, эксперты и наставники отметили студенческие работы в нескольких номинациях. Лучшей постановкой проекта была названа сцена из оперы Чайковского «Евгений Онегин», поставленная режиссером Анастасией Джиоевой. Это была сцена дуэли, в которой обошлось без снега. Над костюмами работали Таисия Варламова и Полина Полякова. Ленский и Онегин были одеты в костюмы, покрой которых в целом напоминал современную мужскую классику, но с романтическим элементом, отсылающим к пушкинской эпохе, — асимметричной накидкой, вшитой в линию плеча. Цвет Ленского — светлый, бежево-золотистый. Онегин, как демонический персонаж, предстал во всем черном…
Жюри отметило в номинации «Дизайн костюма» костюм Гильо, созданный Полиной Поляковой (на снимке). С рукавов его темного костюма свисала длинная алая бахрома, словно кровь. Напоминал он персонажа из какого‑нибудь готического романа. Эффектно, хотя не совсем понятно, почему так одели вполне безобидного француза — слугу Онегина, выступившего в роли секунданта…
Я не специалист в опере, поэтому мне сложно судить о нюансах исполнения вокальных партий. На мой взгляд, у всех студентов великолепные голоса. Особенно впечатлила Царевна Волхов (Ирина Мортикова), которая с ходу заворожила публику дивным сопрано. А еще — Герман (Андрей Тимошевский) с его драматическим, темного тембра тенором.
Жюри в номинации «Сольное пение» назвало лучшей студентку вокально-режиссерского факультета Консерватории Валерию Бирюкову, исполнившую партию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова.
Хочется отметить также работу первокурсницы Лизы Анисимовой, сделавшей костюмы к сцене из оперы «Садко» в необычной манере. Она рисовала акриловыми красками прямо на готовой выкройке из белой ткани, вручную раскрашивая ее, имитируя драгоценные камни, вышивки…
Проект «Опера и подиум», как пообещали ректоры обоих вузов, станет ежегодным.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7422) от 25.05.2023 под заголовком «Одеть Онегина».
Материалы рубрики
Бюджетная прибавка. Бесплатных мест в вузах стало больше
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии