2Vtzqv4Hz9U

Завершился Ленинградский областной фестиваль театров LOFT-2021

Ленинградский областной фестиваль театров LOFT-2021 завершил свою работу. Он начался с триптиха режиссера Камы Гинкаса, что во многом задало тон: участники программы так или иначе отвечали на вопрос «Кто боится Вирджинии Вулф?», а зрители вспоминали песенку «Нам не страшен серый волк» из этого спектакля.

Завершился Ленинградский областной фестиваль театров LOFT-2021 | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Фестиваль, который несколько лет назад придумали в Театре на Васильевском, – это не конкурс, не соревнование, а праздник, который знакомит питерскую публику со спектаклями, близкими самим василеостровцам. Сначала акцент делался на работы областных театров. А в этом году область внимания существенно расширилась. В компанию «областных» попали и столичные, и муниципальные коллективы. 

На приглашение откликнулись театры с Урала, из Сибири, средней полосы России, не говоря уж о Выборге и Лодейном Поле. Что вполне естественно: статус статусом, а творческий уровень измеряется иными категориями. Кама Гинкас, давний любимец театралов Питера, ныне – признанный мэтр московской режиссуры и педагогики, перетряхивал сюжеты Эдварда Олби и Теннесси Уильямса. В чем ему помогали ведущие артисты московского ТЮЗа, без которых освоение американской классики не было бы столь радикальным. 

Столь же активными по отношению к Чехову предстали выборжане: театр «Старая крепость» во главе с Юрием Лабецким показал новую редакцию «Трех сестер», где жизнь героев протекает буквально на чемоданах. Они в любую минуту готовы сорваться с места и ринуться «в Москву, в Москву!», но, похоже, полустанок, на котором они застряли, давно уже забыт, рельсы заржавели, и поезда сюда не ходят. 

Столь же чемоданное настроение у персонажей спектакля «Мы, герои» – труппы бродячих комедиантов. Олег Рыбкин, поставивший пьесу Жан-Люка Лагарса в Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина, почувствовал в современном авторе родство с театром абсурда, с Кафкой, а заодно и со всеми близкими по духу авторами – от Чехова и Брехта до Феллини. Артистов, заблудившихся в вечно предвоенной Европе, гонит с места на место мечта о стране обетованной Юкали. Размышления авторов поддерживают зонги Курта Вайля, Жозефа Косма, группы «Раммштайн» и других. Они звучат вживую, под аккомпанемент блестящего театрального оркестра, усиливая драматизм происходящего. Мечтам людей, героически сопротивляющихся жизни без любви и надежд, как видно, не суждено сбыться. В обнимку со своими пожитками они продолжают путь в никуда.

Еще два спектакля развивали сходные темы. «Тополя и ветер» Ж. Сиблейраса (театр «Наш мир» из города Северска) вывели на сцену трио обитателей дома престарелых, подозрительно схожих с героями пьесы «В ожидании Годо». Они тоже живут надеждами на лучшее, но в финале их уведет в царство мертвых великодушный бог Анубис... В «Августовских китах» (Театр на Васильевском) герои, каждый из которых прожил длинную, но не очень счастливую жизнь, ждут у моря погоды, точнее – белых китов, что радовали их в молодости. Китов они едва ли дождутся, зато зрители дождались встречи с ансамблем мастеров высокого класса, способных превратить унылый сюжет в волнующую драму. 

Как в текущем театральном репертуаре, так и в афише LOFT-2021 классические сюжеты составили львиную долю. Островский и Горький, Толстой и примкнувший к ним Мариенгоф, по меткому замечанию критика Алексея Пасуева (с которым солидарна), «вертелись в гробу» под натиском режиссеров-авангардистов. Больше всех досталось Льву Николаевичу: мало того, что сюжет «Анны Карениной» превратил в пьесу «Каренин» драматург Василий Сигарев, затем над ней потрудился режиссер Роман Каганович, поставив ее в жанре спектакля ужасов. В старейшем Ярославском академическом театре им. Федора Волкова сны-кошмары главных героев дополнены фантазиями, где значительное место отведено массовке – мрачным железнодорожникам, помогавшим свершиться возмездию. Сексуально озабоченная истеричка Анна в финале предстала живописным окровавленным трупом, а Вронского, похожего на гарцующего жеребца (намек на замученную Фру-Фру?), отодвинули на обочину сюжета. 

От натиска хоррора пострадал и заглавный персонаж. Евгений Мундум играет Каренина, глубоко ему сочувствуя. Он загнан в угол не столько обстоятельствами, сколько карнавалом бесовщины, царящим на сцене. Ему явно неуютно от нагнетания ужасов и неловко от режиссерского разоблачительного энтузиазма.

Традиционно-бытовое решение известного произведения – «Вассы» Максима Горького – тоже не порадовало. Театр «У моста» из Перми рискнул пойти на оправдание главной героини, которая предстала жертвой домашнего насилия.

Фестиваль, сколь ни прихотлива его афиша, умудрился дать репрезентативный срез современного театра. Авангард, не обремененный лишними знаниями и эмоциями, перемежался с точным ощущением современной жизни, чем, например, порадовал новосибирский «Красный факел», показав спектакль-игру «Чудные люди» по Шукшину. Но как бы ни заигрывались режиссеры, их всегда выручали артисты: любая труппа удивляла россыпью талантов и ярких индивидуальностей. С ними нам не страшен серый волк.

#театр #фестиваль #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Нам не страшен серый волк».


Комментарии