Завершился фестиваль «Виват кино России!»
Он прошел в Петербурге уже в 31‑й раз. А значит, на сегодня это практически старейший кинофестиваль в стране (если не считать Московского международного).
ФОТО Pixabay
Уже целое поколение людей успели родиться вместе с «Виватом», вместе с ним встать на ноги, вырасти, сделаться взрослыми! И на протяжении всех этих долгих лет фестиваль в своих кинозалах бесплатно показывает зрителям десятки кинопрограмм, включая самые новые фильмы.
В восьми кинотеатрах города за пять фестивальных дней на 84 сеансах было показано 82 кинофильма, которые посмотрел 15 881 зритель.
В сущности, это и есть главный итог фестиваля.
Но не единственный. На церемонии открытия в БКЗ «Октябрьский» был отмечен 100‑летний юбилей выдающегося композитора Исаака Шварца, автора музыки к 125 кинофильмам. Там же фестиваль отметил совместный юбилей (100 лет на двоих) братьев-близнецов кинорежиссеров Владимира и Александра Коттов, не устающих удивлять профессиональной плодовитостью. У каждого из братьев на счету уже десятки кинокартин, среди которых «Брестская крепость», «Инсайт», сериал «Седьмая симфония» (Александр Котт), «Карп отмороженный», «Конец фильма», сериалы «Москва. Центральный округ» и «Петр Лещенко. Все, что было…» (Владимир Котт).
Не забыли поздравить с 65‑летием и любимца публики актера Александра Половцева.
Все юбиляры получили традиционный фестивальный приз «Немеркнущая зрительская любовь», и все признались в ответной любви к зрителям.
Призом фестиваля «За духовность в искусстве» была награждена выдающаяся актриса театра и кино Ирина Купченко, которая рассказала со сцены о том огромном значении, какое имел и имеет в ее творческой жизни наш город, о том, что буквально с первого своего съемочного дня она была и остается связана с Ленинградом — Петербургом неразрывными нитями.
Актер Дмитрий Харатьян пел для Ирины Петровны, встав перед нею на одно колено, а затем, под овацию зала, пригласил ее на танец.
А настоящим триумфатором церемонии открытия фестиваля стал актер Станислав Любшин, совсем недавно отметивший 90‑летие. Он был награжден призом «Живая легенда российского кино», а президент фестиваля актриса Светлана Крючкова увенчала его лавровым венком. Огромный зал БКЗ взлетел со своих мест, когда седовласый патриарх отечественного кинематографа Станислав Андреевич Любшин, который впервые снялся в кино еще у никому не известного студента ВГИКа Андрея Тарковского, молодым звучным голосом сказал собравшимся, что приз, полученный в нашем городе, значит для него особенно много, поскольку именно у нас родился российский кинематограф.
В жюри фестиваля вошли актриса театра и кино Татьяна Рассказова, кинорежиссер Андрей Зайцев, киновед Михаил Трофименков, актер театра и кино Илья Шакунов. Возглавил жюри кинорежиссер Александр Прошкин. По приятной случайности, все члены жюри кроме Зайцева оказались ленинградцами и в конце фестиваля признавались в том, что приходили к консенсусу по всем вопросам практически единогласно.
Итоги фестиваля были подведены 19 мая. Призы конкурса «Народный рейтинг», который определяется зрительским голосованием по сериалам, выпущенным в межфестивальном году, не были неожиданностью. Приз за лучшую мужскую роль в телесериале достался Александру Горбатову за роль Шаляпина в сериале Егора Анашкина «Шаляпин», приз за лучшую женскую роль — Мариэтте Цигаль-Полищук за роль Раневской в сериале Дмитрия Петруня «Раневская», а сам этот сериал был назван лучшим телесериалом года.
Призы дирекции фестиваля «За впечатляющую галерею образов на киноэкране» достались старейшей петербургской актрисе Татьяне Львовне Пилецкой, чья профессиональная кинокарьера началась еще в 1946 году, и актеру Сергею Мигицко, недавно отметившему 70‑летие.
По итогам голосования журналистов, аккредитованных на фестивале, приз прессы получил фильм Артема Темникова «Доктор», где свою последнюю роль в кино сыграл Сергей Пускепалис. Этому же фильму достался приз зрительских симпатий, который определялся голосованием зрителей в кинотеатрах.
По итогам работы жюри приз «За лучшую мужскую роль» единогласно присужден Сергею Пускепалису (посмертно). Причем объявлявшая и вручавшая приз Татьяна Рассказова сообщила, что это не был «приз памяти», это реальная актерская победа, и ни одной мужской роли сильнее этой в программе не было. Награда «За лучшую женскую роль» досталась сразу двум исполнительницам центральных ролей в фильме Ларисы Садиловой «Огород» — актрисам Валентине Теличкиной и Ольге Лапшиной (по признанию членов жюри, они не в силах были выбрать между ними одну лучшую!). Приз «За лучшую операторскую работу» был присужден Антону Дроздову-Счастливцеву за фильм «Аманат» режиссеров Рауфа Кубаева и Антона Сиверса.
Главной неожиданностью стал приз «За лучшую режиссуру», присужденный режиссеру Олегу Погодину за фильм «Сирийская соната». А вручая «Гран-при» фестиваля фильму Ларисы Садиловой «Огород», председатель жюри Александр Прошкин подчеркнул, что помимо высокого художественного уровня ленты жюри подкупила интонация картины — полная любви и нежности к людям и Отечеству.
Кроме конкурса и внеконкурсных кинопрограмм в рамках фестиваля была открыта выставка живописи художника Дмитрия Кустановича «Лики России», прошли мастер-классы драматурга Аркадия Инина, режиссера Ларисы Садиловой, актрисы Ларисы Лужиной; концерт, посвященный столетию Исаака Шварца, с участием кинозвезд состоялся в Институте культуры, а в кинотеатре «Родина» — вечер памяти Сергея Пускепалиса.
И все это уместилось в пять коротких, насыщенных фестивальных дней.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7419) от 22.05.2023 под заголовком «Виват «Виват»!».
Комментарии