«Петербург» Юлии Тупикиной показали в Театре на Васильевском

На Камерной сцене Театра на Васильевском состоялась премьера спектакля по пьесе Юлии Тупикиной «Петербург».

«Петербург» Юлии Тупикиной показали в Театре на Васильевском | Иллюстрация Andrey Kuzmin/shutterstock.com

Иллюстрация Andrey Kuzmin/shutterstock.com

Само название предполагает полемику. Андрей Белый уже застолбил этот «бренд» сто лет назад. Но авторы спектакля сознательно бросают вызов классику и классике. Речь идет о наших современниках, сегодняшних петербуржцах. Пытаясь разобраться, чем же мы отличаемся от обитателей иных городов и весей, театр видит причину в наших отношениях с классическим наследием.

Сценограф Елена Дмитракова сочинила пространство, где живут герои спектакля, как лабиринт из старых дверей и простенков. Жить тесно, неудобно, но привычно. Кажется, достаточно сделать ремонт - и все наладится. Однако и до ремонта руки не доходят. Герои остаются недовольны собой и друг другом. Несколько поколений одной семьи (младшему за двадцать, старшей к восьмидесяти) насквозь пропитаны классикой и неустанно к ней апеллируют. Один норовит скинуть с пьедестала «Медного всадника» и Екатерину - хотя бы в своих литературных опусах. Другой занят спасением некоего дома на улице Рубинштейна (читай: дом Дельвига?). Архитектор в кризисе: на него давят дома классического стиля, окруженные панельными коробками.

С собой в ладу только одна героиня - Александра Сергеевна, которая и выглядит, и чувствует себя моложе и счастливее внуков. Она меняет наряды и макияж, напропалую цитирует Пушкина (в честь которого названа), потом переходит на Ахматову, не забывая по дороге в Летний сад ловить восхищенные взгляды. Наталья Кутасова в этой роли и у публики вызывает восторг. Жизненной позиции этой очаровательной бабушки и ее физической форме можно только позавидовать. А уж когда Саша (как зовет ее внучка) расстилает коврик и приступает к зарядке, зал взрывается аплодисментами. Мостик, «березка», шпагат для нее не проблема. Однако за внешней бравадой с самого начала можно заподозрить некую тайну. Загадочная улыбка порой мелькает на лице, а в сиянии глаз прячется печаль. Только внукам Саша кажется бабочкой, порхающей по жизни. Она не хочет вспоминать о былом, но ближе к финалу кое-что припомнит.

Сына, внучку и правнука Александра Сергеевна, как могла, защищала от жизненных тягот, потому и возводила вокруг них стену из классических образов. Они выросли с романтическими представлениями о мире и все соизмеряют с Пушкиным, Гоголем и Достоевским. Их Петербург - это город прекрасных домов и прекрасных идей. Словно атланты и кариатиды, они пытаются защитить иллюзии от реальности. И постоянно терпят поражение.

Режиссер Денис Хуснияров, притом что сострадает героям спектакля, не скрывает иронии: петербуржцы ушиблены классикой и порой излишне упорствуют, не желая осваиваться в XXI веке. Да и попытки освоиться весьма неуклюжи: на месте старых воздушных замков поспешно возводятся новые. Самый младший (эту роль очень естественно не только от своего поколения, но и от собственного лица ведет Тадас Шимилев), писатель-неудачник, пытается найти смысл в актах социального протеста. Не расставаясь с мифами и фантомами Петербурга. Его сорокалетняя мать, героиня Ульяны Чекменевой, поначалу пребывает где-то за гранью нервного срыва. Существо без пола и возраста, она живет по инерции, надеясь вернуть ушедшую любовь. Надежды рушатся, что заставляет искать другие точки опоры. Однако нарочитая женственность, похоже, сулит ей новые разочарования.

За короткий отрезок сценического времени все герои совершают подобную эволюцию. Все норовят вырваться из объятий «города, которого нет». Но освободиться не может даже автор пьесы: сомнения и размышления завершаются сладким хеппи-эндом. Хотя можно счесть это опять же ироническим ответом на пушкинскую цитату про «нас возвышающий обман». В любом случае петербуржцы должны быть благодарны за это внимание к феномену Петербурга. И вклад в коллекцию спектаклей на ту же тему - от «Страстей по дивану» и «Бесконечного апреля» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской до «Гекатомбы» театра «На Литейном».

Материал был опубликован в газете под № 124 (6233) от 12.07.2018 под заголовком «Застрявшие в классике».

#спектакль #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...