Заслуги привидений в деле воспитания

На днях в культурном центре «ЛенДок» состоялось торжественное закрытие XXIV международного фестиваля анимационных фильмов «Крок». Это самый крупный смотр мировой анимации, проходящий на территории России при поддержке российского Министерства культуры и в партнерстве с Ассоциацией анимационного кино.

Заслуги привидений в деле воспитания | Кадр из фильма «9 способов нарисовать человека».

Кадр из фильма «9 способов нарисовать человека».

По традиции, «Крок» проходит на борту теплохода. Открывшись в московском Доме кино, извилистым маршрутом - через Петрозаводск, Валаам и иные остановки - фестиваль добрался до северной столицы, дабы подвести здесь свои итоги. В конкурсную программу вошел 131 фильм из 36 стран, и это были, что называется, лучшие из лучших (изначально на селекцию было прислано 972 заявки из 54 стран).

Отечественные режиссеры-аниматоры по-прежнему держат высокую планку независимо от того, в каком формате они работают. Это может быть и традиционная анимация, привычная зрителю с советских времен, - как в работах «Мама-цапля» Марины Карповой или «Два трамвая» Светланы Андриановой. У мэтров уровень мастерства проявляется, как правило, через органичное существование в собственном анимационном мире, открытом ими в предыдущих работах, - таковы фильмы «Альтернативная прогулка» Ивана Максимова, «До любви» Игоря Ковалева и «Джон Боттом - неизвестный солдат» Алексея Демина.

И, конечно же, среди российских режиссеров находятся те, для кого поиск новых форматов и изобразительных средств - это возможность исследовать неизведанное буквально в пространстве самого фильма. Так было в «Люке» Натальи Мирзоян и Игоря Мельникова или в работе под названием «9 способов нарисовать человека» Саши Свирского.

Радует, что европейская анимация, отличительной особенностью которой всегда был визуальный психоанализ, порой с трудом воспринимаемый массовым зрителем в силу надрыва и «глубины копания», потихоньку сворачивает на путь самоиронии. Осваивая те же базовые темы - взаимоотношения полов, «отцы и дети» и, простите за прямоту, старческий маразм, режиссеры-аниматоры из Европы позволили себе взглянуть на эти проблемы под новым, забавным углом.

Так появился французский фильм «Негативное пространство» (режиссеры Макс Портер и Ру Кувахата), получивший «Гран-при» фестиваля «Крок». Строгость воспитания ребенка там преподносится через умение правильно и компактно складывать вещи в чемодан. Вот только впоследствии такой безэмоциональный педантизм в общении папы и сына дает соответствующие плоды. Чемодан-то мальчик умеет складывать идеально, но, глядя на тело отца, лежащее в гробу, думает только о том, как много еще пустого места осталось в этом «чемодане»...

Безусловным фаворитом у опытных зрителей стал швейцарский фильм «Праздничный ветер» (режиссер Маржолен Перретен), где легкими эскизными касаниями рассказана незатейливая история о провинциальном конкурсе духовых оркестров. Одна узнаваемая ситуация ненавязчиво сменяет другую, и при этом все вместе они складываются во вполне жизненную историю. Настолько легкую, что даже жюри оказалось в замешательстве, отметив фильм лишь специальным дипломом «За ветер радости и хорошего настроения», хотя он явно заслуживал большего.

Малоизвестная широкому зрителю индийская анимация с каждым годом преподносит все больше приятных сюрпризов, удивляя разнообразием техник и жанров. Справедливости ради стоит заметить, что значительная часть этих достижений проявилась благодаря единственному человеку - режиссеру и художнику Сурешу Эрияту (он был одним из членов жюри фестиваля «Крок») и созданной им студии Eeksaurus. Во время своего мастер-класса Суреш посетовал, что в Индии анимацию пока воспринимают несерьезно - не как отдельный вид киноискусства, а лишь как прикладную технику.

Японские аниматоры сумели отличиться особо. Их авторское анимационное кино - еще одно подтверждение, что люди этой страны давно живут в развитом и продвинутом мире, где конкретика и штампы отринуты, как нечто лишнее. Особенно показателен в этом плане анимационный сериал «Счастливые привидения» режиссера Такаси Курихары. Персонажи этого фильма по форме близки к несложному детскому конструктору и, на первый взгляд, не делают в кадре ничего особенного, рассыпаясь на части или же передвигаясь из одного угла в другой. Но при этом буквально завораживают зрителей, независимо от того, ребенок это или взрослый. Детская аудитория «Крока» восприняла их с радостным восторгом, а режиссер Сергей Меринов так громко смеялся во время просмотра, что заслужил тем самым право вручить «привидениям» диплом «За светлые перспективы в деле воспитания подрастающего поколения».

Радует, что в большинстве фильмов применение новой анимационной техники не превращается в любование освоенным приемом, а работает на сюжет, на более интересную и внятную подачу представляемой истории. К примеру, уже поднадоевшая сама по себе пикселяция (своеобразный вариант покадровой съемки фотографий) внезапно свежо и интересно обыграна в нидерландском фильме «Золотые хиты» (режиссеры Дан Вельсинк и Йост Лиувма), где узнаваемые типажи из 1950-х встречают друг друга на ресторанном танцполе.

Вообще конкурсная программа фестиваля «Крок» была сильной, и, как ни банально это звучит, перечислить все хорошие фильмы просто невозможно. Как и охватить полет безграничной фантазии авторов. Растущее чувство любви режиссер-аниматор запросто сравнивает со слоном, который при необходимости может заехать хоботом по затылку слишком стеснительному ухажеру. А стрелки на часах для кого-то похожи на семью, где папа основателен и медлителен, мама суетлива, а сынок скачет каждую секунду. И влюбиться в анимационном кино способны даже пули, а танцевать - подъемные краны и водопроводные трубы...

К счастью (иного слова не подберу!), анимация остается сейчас чуть ли не единственным видом искусства, где в большей части произведений отображается позитивный взгляд на мир. Его хочется воспринимать и принимать, даже зная истинное положение вещей в реальной жизни. Так почему бы не отдаться душой и мыслью тем «праздничным ветрам», которые гуляют в творческих головах, и не заразиться в процессе просмотра радостью и оптимизмом?..

#«Крок» #«ЛенДок» #анимация

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.