Заслуги привидений в деле воспитания

На днях в культурном центре «ЛенДок» состоялось торжественное закрытие XXIV международного фестиваля анимационных фильмов «Крок». Это самый крупный смотр мировой анимации, проходящий на территории России при поддержке российского Министерства культуры и в партнерстве с Ассоциацией анимационного кино.

Заслуги привидений в деле воспитания | Кадр из фильма «9 способов нарисовать человека».

Кадр из фильма «9 способов нарисовать человека».

По традиции, «Крок» проходит на борту теплохода. Открывшись в московском Доме кино, извилистым маршрутом - через Петрозаводск, Валаам и иные остановки - фестиваль добрался до северной столицы, дабы подвести здесь свои итоги. В конкурсную программу вошел 131 фильм из 36 стран, и это были, что называется, лучшие из лучших (изначально на селекцию было прислано 972 заявки из 54 стран).

Отечественные режиссеры-аниматоры по-прежнему держат высокую планку независимо от того, в каком формате они работают. Это может быть и традиционная анимация, привычная зрителю с советских времен, - как в работах «Мама-цапля» Марины Карповой или «Два трамвая» Светланы Андриановой. У мэтров уровень мастерства проявляется, как правило, через органичное существование в собственном анимационном мире, открытом ими в предыдущих работах, - таковы фильмы «Альтернативная прогулка» Ивана Максимова, «До любви» Игоря Ковалева и «Джон Боттом - неизвестный солдат» Алексея Демина.

И, конечно же, среди российских режиссеров находятся те, для кого поиск новых форматов и изобразительных средств - это возможность исследовать неизведанное буквально в пространстве самого фильма. Так было в «Люке» Натальи Мирзоян и Игоря Мельникова или в работе под названием «9 способов нарисовать человека» Саши Свирского.

Радует, что европейская анимация, отличительной особенностью которой всегда был визуальный психоанализ, порой с трудом воспринимаемый массовым зрителем в силу надрыва и «глубины копания», потихоньку сворачивает на путь самоиронии. Осваивая те же базовые темы - взаимоотношения полов, «отцы и дети» и, простите за прямоту, старческий маразм, режиссеры-аниматоры из Европы позволили себе взглянуть на эти проблемы под новым, забавным углом.

Так появился французский фильм «Негативное пространство» (режиссеры Макс Портер и Ру Кувахата), получивший «Гран-при» фестиваля «Крок». Строгость воспитания ребенка там преподносится через умение правильно и компактно складывать вещи в чемодан. Вот только впоследствии такой безэмоциональный педантизм в общении папы и сына дает соответствующие плоды. Чемодан-то мальчик умеет складывать идеально, но, глядя на тело отца, лежащее в гробу, думает только о том, как много еще пустого места осталось в этом «чемодане»...

Безусловным фаворитом у опытных зрителей стал швейцарский фильм «Праздничный ветер» (режиссер Маржолен Перретен), где легкими эскизными касаниями рассказана незатейливая история о провинциальном конкурсе духовых оркестров. Одна узнаваемая ситуация ненавязчиво сменяет другую, и при этом все вместе они складываются во вполне жизненную историю. Настолько легкую, что даже жюри оказалось в замешательстве, отметив фильм лишь специальным дипломом «За ветер радости и хорошего настроения», хотя он явно заслуживал большего.

Малоизвестная широкому зрителю индийская анимация с каждым годом преподносит все больше приятных сюрпризов, удивляя разнообразием техник и жанров. Справедливости ради стоит заметить, что значительная часть этих достижений проявилась благодаря единственному человеку - режиссеру и художнику Сурешу Эрияту (он был одним из членов жюри фестиваля «Крок») и созданной им студии Eeksaurus. Во время своего мастер-класса Суреш посетовал, что в Индии анимацию пока воспринимают несерьезно - не как отдельный вид киноискусства, а лишь как прикладную технику.

Японские аниматоры сумели отличиться особо. Их авторское анимационное кино - еще одно подтверждение, что люди этой страны давно живут в развитом и продвинутом мире, где конкретика и штампы отринуты, как нечто лишнее. Особенно показателен в этом плане анимационный сериал «Счастливые привидения» режиссера Такаси Курихары. Персонажи этого фильма по форме близки к несложному детскому конструктору и, на первый взгляд, не делают в кадре ничего особенного, рассыпаясь на части или же передвигаясь из одного угла в другой. Но при этом буквально завораживают зрителей, независимо от того, ребенок это или взрослый. Детская аудитория «Крока» восприняла их с радостным восторгом, а режиссер Сергей Меринов так громко смеялся во время просмотра, что заслужил тем самым право вручить «привидениям» диплом «За светлые перспективы в деле воспитания подрастающего поколения».

Радует, что в большинстве фильмов применение новой анимационной техники не превращается в любование освоенным приемом, а работает на сюжет, на более интересную и внятную подачу представляемой истории. К примеру, уже поднадоевшая сама по себе пикселяция (своеобразный вариант покадровой съемки фотографий) внезапно свежо и интересно обыграна в нидерландском фильме «Золотые хиты» (режиссеры Дан Вельсинк и Йост Лиувма), где узнаваемые типажи из 1950-х встречают друг друга на ресторанном танцполе.

Вообще конкурсная программа фестиваля «Крок» была сильной, и, как ни банально это звучит, перечислить все хорошие фильмы просто невозможно. Как и охватить полет безграничной фантазии авторов. Растущее чувство любви режиссер-аниматор запросто сравнивает со слоном, который при необходимости может заехать хоботом по затылку слишком стеснительному ухажеру. А стрелки на часах для кого-то похожи на семью, где папа основателен и медлителен, мама суетлива, а сынок скачет каждую секунду. И влюбиться в анимационном кино способны даже пули, а танцевать - подъемные краны и водопроводные трубы...

К счастью (иного слова не подберу!), анимация остается сейчас чуть ли не единственным видом искусства, где в большей части произведений отображается позитивный взгляд на мир. Его хочется воспринимать и принимать, даже зная истинное положение вещей в реальной жизни. Так почему бы не отдаться душой и мыслью тем «праздничным ветрам», которые гуляют в творческих головах, и не заразиться в процессе просмотра радостью и оптимизмом?..

#«Крок» #«ЛенДок» #анимация

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?