Главная городская газета

Заслуги привидений в деле воспитания

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью
Заслуги привидений в деле воспитания | Кадр из фильма «9 способов нарисовать человека».

Кадр из фильма «9 способов нарисовать человека».

На днях в культурном центре «ЛенДок» состоялось торжественное закрытие XXIV международного фестиваля анимационных фильмов «Крок». Это самый крупный смотр мировой анимации, проходящий на территории России при поддержке российского Министерства культуры и в партнерстве с Ассоциацией анимационного кино.

По традиции, «Крок» проходит на борту теплохода. Открывшись в московском Доме кино, извилистым маршрутом - через Петрозаводск, Валаам и иные остановки - фестиваль добрался до северной столицы, дабы подвести здесь свои итоги. В конкурсную программу вошел 131 фильм из 36 стран, и это были, что называется, лучшие из лучших (изначально на селекцию было прислано 972 заявки из 54 стран).

Отечественные режиссеры-аниматоры по-прежнему держат высокую планку независимо от того, в каком формате они работают. Это может быть и традиционная анимация, привычная зрителю с советских времен, - как в работах «Мама-цапля» Марины Карповой или «Два трамвая» Светланы Андриановой. У мэтров уровень мастерства проявляется, как правило, через органичное существование в собственном анимационном мире, открытом ими в предыдущих работах, - таковы фильмы «Альтернативная прогулка» Ивана Максимова, «До любви» Игоря Ковалева и «Джон Боттом - неизвестный солдат» Алексея Демина.

И, конечно же, среди российских режиссеров находятся те, для кого поиск новых форматов и изобразительных средств - это возможность исследовать неизведанное буквально в пространстве самого фильма. Так было в «Люке» Натальи Мирзоян и Игоря Мельникова или в работе под названием «9 способов нарисовать человека» Саши Свирского.

Радует, что европейская анимация, отличительной особенностью которой всегда был визуальный психоанализ, порой с трудом воспринимаемый массовым зрителем в силу надрыва и «глубины копания», потихоньку сворачивает на путь самоиронии. Осваивая те же базовые темы - взаимоотношения полов, «отцы и дети» и, простите за прямоту, старческий маразм, режиссеры-аниматоры из Европы позволили себе взглянуть на эти проблемы под новым, забавным углом.

Так появился французский фильм «Негативное пространство» (режиссеры Макс Портер и Ру Кувахата), получивший «Гран-при» фестиваля «Крок». Строгость воспитания ребенка там преподносится через умение правильно и компактно складывать вещи в чемодан. Вот только впоследствии такой безэмоциональный педантизм в общении папы и сына дает соответствующие плоды. Чемодан-то мальчик умеет складывать идеально, но, глядя на тело отца, лежащее в гробу, думает только о том, как много еще пустого места осталось в этом «чемодане»...

Безусловным фаворитом у опытных зрителей стал швейцарский фильм «Праздничный ветер» (режиссер Маржолен Перретен), где легкими эскизными касаниями рассказана незатейливая история о провинциальном конкурсе духовых оркестров. Одна узнаваемая ситуация ненавязчиво сменяет другую, и при этом все вместе они складываются во вполне жизненную историю. Настолько легкую, что даже жюри оказалось в замешательстве, отметив фильм лишь специальным дипломом «За ветер радости и хорошего настроения», хотя он явно заслуживал большего.

Малоизвестная широкому зрителю индийская анимация с каждым годом преподносит все больше приятных сюрпризов, удивляя разнообразием техник и жанров. Справедливости ради стоит заметить, что значительная часть этих достижений проявилась благодаря единственному человеку - режиссеру и художнику Сурешу Эрияту (он был одним из членов жюри фестиваля «Крок») и созданной им студии Eeksaurus. Во время своего мастер-класса Суреш посетовал, что в Индии анимацию пока воспринимают несерьезно - не как отдельный вид киноискусства, а лишь как прикладную технику.

Японские аниматоры сумели отличиться особо. Их авторское анимационное кино - еще одно подтверждение, что люди этой страны давно живут в развитом и продвинутом мире, где конкретика и штампы отринуты, как нечто лишнее. Особенно показателен в этом плане анимационный сериал «Счастливые привидения» режиссера Такаси Курихары. Персонажи этого фильма по форме близки к несложному детскому конструктору и, на первый взгляд, не делают в кадре ничего особенного, рассыпаясь на части или же передвигаясь из одного угла в другой. Но при этом буквально завораживают зрителей, независимо от того, ребенок это или взрослый. Детская аудитория «Крока» восприняла их с радостным восторгом, а режиссер Сергей Меринов так громко смеялся во время просмотра, что заслужил тем самым право вручить «привидениям» диплом «За светлые перспективы в деле воспитания подрастающего поколения».

Радует, что в большинстве фильмов применение новой анимационной техники не превращается в любование освоенным приемом, а работает на сюжет, на более интересную и внятную подачу представляемой истории. К примеру, уже поднадоевшая сама по себе пикселяция (своеобразный вариант покадровой съемки фотографий) внезапно свежо и интересно обыграна в нидерландском фильме «Золотые хиты» (режиссеры Дан Вельсинк и Йост Лиувма), где узнаваемые типажи из 1950-х встречают друг друга на ресторанном танцполе.

Вообще конкурсная программа фестиваля «Крок» была сильной, и, как ни банально это звучит, перечислить все хорошие фильмы просто невозможно. Как и охватить полет безграничной фантазии авторов. Растущее чувство любви режиссер-аниматор запросто сравнивает со слоном, который при необходимости может заехать хоботом по затылку слишком стеснительному ухажеру. А стрелки на часах для кого-то похожи на семью, где папа основателен и медлителен, мама суетлива, а сынок скачет каждую секунду. И влюбиться в анимационном кино способны даже пули, а танцевать - подъемные краны и водопроводные трубы...

К счастью (иного слова не подберу!), анимация остается сейчас чуть ли не единственным видом искусства, где в большей части произведений отображается позитивный взгляд на мир. Его хочется воспринимать и принимать, даже зная истинное положение вещей в реальной жизни. Так почему бы не отдаться душой и мыслью тем «праздничным ветрам», которые гуляют в творческих головах, и не заразиться в процессе просмотра радостью и оптимизмом?..

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook