Народная артистка России Татьяна Пилецкая отмечает юбилей

Сегодня у народной артистки России Татьяны Пилецкой юбилей. Премьера спектакля «Ма-Мурэ» по пьесе Жана Сармана, посвященного 90-летию актрисы, где она сыграет заглавную роль, состоится 7 сентября. А предшествовать бенефису будут июльские спектакли театра-фестиваля «Балтийский дом» с ее участием.

Народная артистка России Татьяна Пилецкая отмечает юбилей | Татьяна Пилецкая в спектакле «Деревья умирают стоя». ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

Татьяна Пилецкая в спектакле «Деревья умирают стоя». ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

В историю советского кино и ленинградского театра Татьяна Пилецкая вошла как исключительная красавица. Сразу произвела фурор, поразила мужские сердца и заставила ревниво биться женские. Одна знакомая зрительница как-то заявила: «Не люблю я Пилецкую! Она злая!» - «Чем же она вас так прогневила?» - «Она Панича бросила!»

На это возразить нечего: Таня Огнева из «Разных судеб» действительно не была образцом для подражания и предпочла скромному студенту Феде в исполнении Юлиана Панича солидного и вроде бы перспективного композитора (в исполнении Бруно Фрейндлиха). Поразительно все-таки, как сливается экранный образ с человеческим, какие взаимовлияния претерпевает. Значит, неплохо сыграла роль начинающая актриса, если даже спустя полвека (а то и дольше) ей не могут простить «ошибки молодости». Чтобы утешить злопамятных зрителей, должна сказать, что вне кино у Пилецкой с Паничем - прекрасные отношения, они успешно партнерствовали на сцене и продолжают дружить по сей день.

Конечно, иным актрисам одной красоты достаточно, чтобы безбедно жить в искусстве. Татьяна Пилецкая своими «стартовыми» данными не удовольствовалась. Быть может, оттого, что рано вошла в искусство и сразу попала буквально на олимп. Ее родители дружили с К. Петровым-Водкиным, и художник, ставший ее крестным отцом, выбрал юную Тату Урлауб своей моделью. Несмотря на то что картина хранится в Художественном музее Куму в Таллине, «Девочка с куклой» («Портрет Татули»), датированная 1930-ми годами, широко известна, она вошла во все альбомы мастера. Сейчас, кстати, эту замечательную работу можно увидеть на выставке в Русском музее, а на вернисаже можно было сравнить оригинал и копию. Напрашивается вывод: бывших красавиц не бывает!

Помимо изобразительного искусства в жизни Татьяны был балет, Вагановское училище, приучившее к дисциплине и труду до седьмого пота. В судьбе актрисы балет отзывался не раз, а несколько лет назад в сериале «Вербное воскресенье» Пилецкая сыграла ушедшую на покой балерину Павлу Кирилловну Головину. К этому образу даже самые строгие зрители не смогли бы придраться. Героиня - образец достоинства, мудрости и душевной щедрости. Никого не предавала, юным талантам помогала... Роль, словно специально написанная для актрисы, сделала сериал чрезвычайно популярным, его показывают часто, а в Пасхальные дни - непременно.

А вот что говорили о героине пьесы «Сирано де Бержерак»:

Богиня! Что за взгляд!
Обворожительна!..
Уста - как земляника!
Ланиты - персики!..
А как свежа, взгляни-ка,
Не простудить бы нам вблизи нее сердец!

Эти восторги посвящены возлюбленной Сирано - Роксане. Но мы-то знаем: Эдмон Ростан задолго до появления на свет Татьяны Пилецкой (в девичестве Урлауб) предвидел, что эта звезда взойдет на театральном небосводе. Несколько десятилетий на сцене Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Роксана и Татьяна были неразлучны. Спектакль выдержал более 600 представлений. И ныне, в год своего 90-летия, монологом любимой героини, звучащим глубоко лирически, актриса вплетает собственную судьбу в «Театральный роман» - программный спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом». Ее театральный роман, с радостями и печалями, взлетами и паузами, неожиданными коллизиями, длится вот уже больше полувека. И сегодня переживает бурный период.

90-летие актриса встречает, играя в четырех спектаклях «Балтийского дома». Поет и танцует в мюзикле Раймонда Паулса «Шерлок Холмс», где ее миссис Хадсон вовсе не схожа с предыдущими вариациями этой героини: она шаловлива, игрива, остроумна и женственна. В поставленном еще Александром Белинским (ее большим поклонником) спектакле «Деревья умирают стоя» играет трагическую героиню. Эухения по характеру так близка актрисе! Она тоже не привыкла плыть по течению и в трудные минуты жизни всегда находит неожиданные решения. Так в паузе между ролями Пилецкая-Урлауб занялась историей семьи, углубилась в архивы, нашла родных не только в Москве, но и в Германии, написала несколько книг.

...Есть актрисы, поразившие в юности своей красотой, но довольно быстро сошедшие с дистанции. Кому-то страшно стареть на глазах у публики, кто-то пытается спастись от увядания пластическими операциями и меняется до неузнаваемости. Татьяну Пилецкую, что называется, бог уберег и от панических страхов, и от погони за ускользающей молодостью. Ее красота обладает удивительным запасом прочности. На каждом жизненном витке она обретает новые свойства. Не зацикливаясь на собственной неотразимости, не играя в примадонну, не теряя чувства юмора, актриса полноценно проживает все «этапы большого пути». И теперь готова поделиться мудростью, присущей ей наравне с красотой. Сегодня ее Роксана достойна любви Сирано еще больше, чем сорок лет назад. О любви поведает и гранд-дама Ма-Мурэ, чья судьба настолько не схожа с судьбой петербургской актрисы. Общие у них только смех, слезы, страдания и жизнестойкость. 

Материал был опубликован в газете под № 116 (6225) от 02.07.2018 под заголовком «Запас красоты».

#актриса #театр #юбилей

Комментарии