Народная артистка России Татьяна Пилецкая отмечает юбилей

Сегодня у народной артистки России Татьяны Пилецкой юбилей. Премьера спектакля «Ма-Мурэ» по пьесе Жана Сармана, посвященного 90-летию актрисы, где она сыграет заглавную роль, состоится 7 сентября. А предшествовать бенефису будут июльские спектакли театра-фестиваля «Балтийский дом» с ее участием.

Народная артистка России Татьяна Пилецкая отмечает юбилей | Татьяна Пилецкая в спектакле «Деревья умирают стоя». ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

Татьяна Пилецкая в спектакле «Деревья умирают стоя». ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

В историю советского кино и ленинградского театра Татьяна Пилецкая вошла как исключительная красавица. Сразу произвела фурор, поразила мужские сердца и заставила ревниво биться женские. Одна знакомая зрительница как-то заявила: «Не люблю я Пилецкую! Она злая!» - «Чем же она вас так прогневила?» - «Она Панича бросила!»

На это возразить нечего: Таня Огнева из «Разных судеб» действительно не была образцом для подражания и предпочла скромному студенту Феде в исполнении Юлиана Панича солидного и вроде бы перспективного композитора (в исполнении Бруно Фрейндлиха). Поразительно все-таки, как сливается экранный образ с человеческим, какие взаимовлияния претерпевает. Значит, неплохо сыграла роль начинающая актриса, если даже спустя полвека (а то и дольше) ей не могут простить «ошибки молодости». Чтобы утешить злопамятных зрителей, должна сказать, что вне кино у Пилецкой с Паничем - прекрасные отношения, они успешно партнерствовали на сцене и продолжают дружить по сей день.

Конечно, иным актрисам одной красоты достаточно, чтобы безбедно жить в искусстве. Татьяна Пилецкая своими «стартовыми» данными не удовольствовалась. Быть может, оттого, что рано вошла в искусство и сразу попала буквально на олимп. Ее родители дружили с К. Петровым-Водкиным, и художник, ставший ее крестным отцом, выбрал юную Тату Урлауб своей моделью. Несмотря на то что картина хранится в Художественном музее Куму в Таллине, «Девочка с куклой» («Портрет Татули»), датированная 1930-ми годами, широко известна, она вошла во все альбомы мастера. Сейчас, кстати, эту замечательную работу можно увидеть на выставке в Русском музее, а на вернисаже можно было сравнить оригинал и копию. Напрашивается вывод: бывших красавиц не бывает!

Помимо изобразительного искусства в жизни Татьяны был балет, Вагановское училище, приучившее к дисциплине и труду до седьмого пота. В судьбе актрисы балет отзывался не раз, а несколько лет назад в сериале «Вербное воскресенье» Пилецкая сыграла ушедшую на покой балерину Павлу Кирилловну Головину. К этому образу даже самые строгие зрители не смогли бы придраться. Героиня - образец достоинства, мудрости и душевной щедрости. Никого не предавала, юным талантам помогала... Роль, словно специально написанная для актрисы, сделала сериал чрезвычайно популярным, его показывают часто, а в Пасхальные дни - непременно.

А вот что говорили о героине пьесы «Сирано де Бержерак»:

Богиня! Что за взгляд!
Обворожительна!..
Уста - как земляника!
Ланиты - персики!..
А как свежа, взгляни-ка,
Не простудить бы нам вблизи нее сердец!

Эти восторги посвящены возлюбленной Сирано - Роксане. Но мы-то знаем: Эдмон Ростан задолго до появления на свет Татьяны Пилецкой (в девичестве Урлауб) предвидел, что эта звезда взойдет на театральном небосводе. Несколько десятилетий на сцене Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Роксана и Татьяна были неразлучны. Спектакль выдержал более 600 представлений. И ныне, в год своего 90-летия, монологом любимой героини, звучащим глубоко лирически, актриса вплетает собственную судьбу в «Театральный роман» - программный спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом». Ее театральный роман, с радостями и печалями, взлетами и паузами, неожиданными коллизиями, длится вот уже больше полувека. И сегодня переживает бурный период.

90-летие актриса встречает, играя в четырех спектаклях «Балтийского дома». Поет и танцует в мюзикле Раймонда Паулса «Шерлок Холмс», где ее миссис Хадсон вовсе не схожа с предыдущими вариациями этой героини: она шаловлива, игрива, остроумна и женственна. В поставленном еще Александром Белинским (ее большим поклонником) спектакле «Деревья умирают стоя» играет трагическую героиню. Эухения по характеру так близка актрисе! Она тоже не привыкла плыть по течению и в трудные минуты жизни всегда находит неожиданные решения. Так в паузе между ролями Пилецкая-Урлауб занялась историей семьи, углубилась в архивы, нашла родных не только в Москве, но и в Германии, написала несколько книг.

...Есть актрисы, поразившие в юности своей красотой, но довольно быстро сошедшие с дистанции. Кому-то страшно стареть на глазах у публики, кто-то пытается спастись от увядания пластическими операциями и меняется до неузнаваемости. Татьяну Пилецкую, что называется, бог уберег и от панических страхов, и от погони за ускользающей молодостью. Ее красота обладает удивительным запасом прочности. На каждом жизненном витке она обретает новые свойства. Не зацикливаясь на собственной неотразимости, не играя в примадонну, не теряя чувства юмора, актриса полноценно проживает все «этапы большого пути». И теперь готова поделиться мудростью, присущей ей наравне с красотой. Сегодня ее Роксана достойна любви Сирано еще больше, чем сорок лет назад. О любви поведает и гранд-дама Ма-Мурэ, чья судьба настолько не схожа с судьбой петербургской актрисы. Общие у них только смех, слезы, страдания и жизнестойкость. 

Материал был опубликован в газете под № 116 (6225) от 02.07.2018 под заголовком «Запас красоты».

#актриса #театр #юбилей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?