Заниматься своим делом

В театре-фестивале «Балтийский дом» 9 сентября дали премьеру «Анна. Трагедия». В основе постановки Александра Галибина - роман Толстого «Анна Каренина». Совпадение это или нет, но первый спектакль сыграли в день рождения классика. Накануне премьеры журналистка Елена БОБРОВА поговорила с Александром ГАЛИБИНЫМ и выяснила, почему он взялся за этот роман.

Заниматься своим делом  | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

- Александр Владимирович, давайте с самого начала. Итак, почему?

- Этот роман занимал меня уже давно, еще когда я руководил Театром им. Станиславского. Но тогда не получилось. И когда Сергей Григорьевич Шуб (директор театра-фестиваля «Балтийский дом». - Прим. ред.) предложил мне поработать с «Балтдомом» и дал на выбор несколько названий, среди которых была и «Анна Каренина», я, конечно же, не мог упустить этот шанс. Единственное мое условие было - что Каренину сыграет Ирина Савицкова.

С прошлого сентября мы с драматургом Еленой Греминой вплотную занялись инсценировкой, а в течение всего лета занимались сочинением спектакля. Именно сочинением, потому что была жесткая драматургическая основа, но спектакль буквально рождался на сцене. Это большая совместная работа, в которой мне помогает петербургский балетмейстер Эдвальд Смирнов, с которым мы уже делали много спектаклей и в Петербурге, и в Москве. Огромная работа легла на плечи второго режиссера Натальи Анастасьевой, которая занимается хором.

- Тем, кто вас знает, очевидно, что вы не лоббируете свою жену Ирину Савицкову. Что же вы увидели в ней такое, что поняли: только она может сыграть Анну Каренину в вашей версии романа?

- В этой истории меня интересует пограничное состояние человека между жизнью и смертью. Ира, я считаю, большая драматическая актриса, она умеет это состояние передавать, что и делала не раз в моих спектаклях.

На мой взгляд, Лев Толстой писал не просто про адюльтер, сравнивая его с чистой любовью Левина, - как и кому лучше, честнее и правдивее жить. Конечно, он исследовал, что такое семья, обличал пороки общества своего времени. Но помимо этого Толстой рассматривает философию взаимоотношений людей. И вот это для меня самое главное - мне всегда был интересен человек во всех его проявлениях.

Любовь Анны и Вронского основана на влечении к плоти. Любовь Левина - это влечение к духу. Я отказался от линии Левина и вообще не занимаюсь повествованием, переносом на сцену литературы. Меня интересует лишь Анна, ее внутренний мир и влечение плоти, к чему оно может привести.

- Вы оправдываете самоубийство Анны?

- У романа есть эпиграф «Мне отмщение и аз воздам». Толстой этот эпиграф очень ясно расшифровывает: никто не имеет права на возмездие по отношению к другому человеку, кроме Бога. Вот и все. Тем более мстить своей смертью. Анна говорит довольно страшные слова: вы пожалеете о том, что сделали со мной. Конечно, мы много размышляли об этом с Ириной. Ведь как понимать поступок ее героини - как слабость или как выношенное решение?

- А если расширить границы вопроса. Имеет ли право человек на самоубийство, на эвтаназию?

- Не знаю...

- Не знаете?

- Я думаю, что это грех. Но все же это слишком сложный вопрос, чтобы отвечать на него впроброс, ограничившись 8 - 10 газетными строками. Поэтому и говорю: «Не знаю».

- И все же почему вы создали спектакль в жанре именно трагедии?

- Толстой написал роман, в котором даже одна линия Анны звучит как иерихонская труба. Когда я это понял, мне захотелось, чтобы и спектакль звучал, как иерихонская труба. Форма спектакля может отдаленно напоминать древнегреческую трагедию. Внутри композиции, которую написала драматург Елена Гремина, есть хор, как в трагедиях Эсхила, которые мы взяли за образец. Есть «человек от театра» - тот самый кочегар, который ведет это действо. Есть стихотворные тексты - от гекзаметра до рэпа.

- Почему, на ваш взгляд, жанр трагедии сегодня забыт?

- Очень многие жанры утеряны. Жанр мистерий, например. Мы можем только предполагать, каким было мистериальное действо. То же самое и с трагедией. Когда-то ею занималась Школа Анатолия Васильева, которую мне посчастливилось пройти. А сегодня жанром трагедии владеют единицы. Почему так случилось, в общем-то, понятно. Девальвировалось понятие сострадания, сопереживания. После того как мы видели войну в прямом эфире, видели, как отрубают заложникам головы, как гибнут люди во время природных катаклизмов, мы в конце концов перестали воспринимать трагедийность происходящего. И мне хочется попытаться вернуть людям, сидящим в зале, эту способность. Это не значит, что внутри композиции нет смешного. Но этот смех юродивого в какой-то момент звучит трагически.

- Но, Александр Владимирович, вы же ведете телевизионную программу «Жди меня». Кажется, ее долголетие свидетельствует, что далеко не все оделись в броню.

- Да, но «Жди меня» — исключение из правил, которое подтверждает, что людям не хватает искреннего, честного, открытого сопереживания. Поэтому, заглядывая во внутренний мир Анны, мы делаем такую попытку.

- На днях один молодой, но уже известный режиссер заметил: «Сегодня искусство идей. Художник может не уметь рисовать, скульптор может не уметь ваять. Главное, чтобы у него были идеи». То есть художник становится лишь генератором идей.

- Какой театр идей? Я не понимаю этого. У Бердяева есть замечательное высказывание о том, что творческий акт человека есть ответ человека на творческий акт Бога. То есть Бог создал человека, и это был его акт творения. Человек же своим актом творения должен ответить Богу.

- Но не всем дано творить.

- Дано всем. Один может покормить рыбок, и это будет его творческим актом. А другой создает Мону Лизу. В конце концов все, что человек делает, есть творчество. Нужно понять очень простую вещь: ты в этот мир приходишь для чего-то. В этом необходимо разобраться - для чего я здесь. Чтобы это понять, надо очень сильно сосредоточиться.

- Однажды вы признались, что когда-то давно подумывали принять схиму.

- Не буду про это говорить. Все было не совсем так... Мне всегда нравилось жить. И сейчас, в нынешнем возрасте, мне нравится жить. Мне нравится сегодняшнее время. Я не занимаюсь политикой, она мне глубоко антипатична. Я, разумеется, вижу, что происходит вокруг. Не все мне по душе. Но есть много вещей, на которые я просто перестал обращать внимание. Поэтому я радуюсь каждому дню. У меня прекрасная семья, замечательные дети, начиная со старшей и заканчивая младшим, чудная внучка. Мама, которая, слава богу, жива. Папа, которого нет, но с которым я все равно продолжаю общаться даже через кино, которое я снял (имеется в виду фильм «Золотая рыбка», режиссерский дебют Галибина в большом кино; картина рассказывает о двух мальчиках, чья пора взросления пришлась на послевоенные годы. - Прим. ред.). Я ощущаю себя главой рода и понимаю, что этот род куда-то идет.

- Вы сказали, что не интересуетесь политикой вовсе. Это принципиальная позиция: художник должен быть вне политики?

- Я не политический человек. В политике врут все, и если сам в этом не разбираешься, то не сможешь быть объективным. Понимая это, мне не хочется участвовать ни в чем подобном. Я не вступаю в полемики во всевозможных соцсетях, потому что мне не хочется тратить свою жизнь на разборки с чужими людьми, мне не интересна эта помойка, грязь, не хочу этих осколков. Лучше я буду честно делать свое дело и заниматься своей семьей.

- Ушли во внутреннюю эмиграцию...

- Я никуда не ушел. И не говорю, что меня не интересует происходящее в моей стране, ее жизнь. Нет, это не так. Я нахожусь на позиции своей страны, тех людей, которые мне дороги, и мне этого достаточно. А должен ли быть художник вне политики? На мой взгляд - да. Если кто-то находит какие-то аллюзии внутри того или иного спектакля, фильма, картины - это естественно, потому что создают их люди, у которых есть позиция. Я, например, в московской «Школе современной драмы» играю в спектаклях «Лондонский треугольник», герои которого Герцен и Огарев, и в «Уик-энде» по пьесе Гришковца об олигархе, который должен покинуть Россию, но не покидает. В них поднимаются важные темы, касающиеся как прошлого, так и настоящего России. Но лезть в политику? Нет, мне кажется, каждый должен заниматься своим делом...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5788) от 15.09.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.