Занавес в «Пушкинской школе»
В театре «Пушкинская школа» закрыли сезон премьерой спектакля Владимира Рецептера «Полтава» по поэме А. С. Пушкина.
ФОТО Владимира ПОСТНОВА
Это не первый опыт обращения театра к пушкинским поэмам - год назад Рецептер поставил спектакль «Анджело, или Ничего лучше я не написал...», который помимо драматической поэмы «Анджело» включал в себя сцены на английском языке из комедии Шекспира «Мера за меру», вдохновившей Пушкина. Зритель словно попадал в творческую лабораторию поэта и читал Шекспира глазами Пушкина. «Полтава», тоже поставленная в жанре «опытов драматических изучений», стала новой главой «театрального собрания сочинений А. С. Пушкина».
Режиссер, следуя за мыслью поэта, помещает трагическую историю любви в широкий исторический контекст. Драма Марии, дочери Кочубея и крестницы гетмана Мазепы, ставшей его любовницей вопреки воле родителей, разворачивается на фоне событий Северной войны, а тема взаимоотношений России и Украины, волновавшая Пушкина как поэта и историка, обретает в наши дни особую актуальность.
Связь спектакля с сегодняшним днем вполне ощутима: команда актеров, одетых в современные костюмы, становится своеобразным лицом от театра. Молодые люди вдумчиво перечитывают страницы поэмы, постепенно превращаясь в пушкинских героев. Спектаклю присуще сочетание хорового и индивидуального начал, характерное для постановок Владимира Рецептера по произведениям Пушкина. Каждый участник спектакля в тот или иной момент выступает из хора и берет на себя роль кого-то из персонажей. Этот способ игры помогает сохранить пушкинскую меру условности, а заученные с детства стихи звучат как откровение. В то же время это не чтецкий театр, режиссеру удается раскрыть театральную природу поэмы.
Спектакль, соединяющий в себе лирику и эпос, построен как сложная полифония, а печальные русские и украинские народные песни, вплетенные в действие, становятся его лирическим камертоном.
В следующий раз «Полтаву» сыграют 5 и 25 сентября на сцене Дома Кочневой.
Комментарии