Занавес опустился. Памяти Сергея Юрского

Сегодня Москва и вся Россия простится с Сергеем Юрским - выдающимся актером, народным артистом РСФСР. Утром 8 февраля остановилось его сердце. Артисту было 83 года. Прощание состоится в Театре Моссовета, затем артист будет похоронен на Троекуровском кладбище.

Занавес опустился. Памяти Сергея Юрского | ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

Сергей Юрский умер в канун дня памяти Пушкина, которого так любил. В былые времена 10 февраля по телевизору обычно показывали «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера. Вчера пересмотрела этот фильм - фрагмент, где Чарский (Тараторкин) приходит в каморку к бедному поэту из Неаполя (Юрский). Чарский, желая проверить его способности к импровизации, дает тему: «Поэт и толпа». Импровизатор, подумав несколько секунд, читает известные всем строки «Поэт идет: открыты вежды, Но он не видит никого...».

Мнящий себя поэтом Чарский потрясен. Как такое возможно? Без труда, без мучений, легко, словно играючи, сочинить стихи на тему, придуманную другим? «Всякий талант неизъясним», - отвечает Импровизатор. И никто не может понять «ту быстроту впечатлений, ту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешней волей. Тщетно».

Так же, наверное, тщетны попытки понять связь между вдохновением артиста и чужой, режиссерской волей, чужими, написанными не им словами.

Сергей Юрский поначалу не собирался быть артистом. Окончив школу с отличием, он поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Но так и не окончил - ушел с третьего курса и поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института. Наверное, этот путь был ему предначертан. Актером и режиссером был его отец - Юрий Сергеевич Жихарев (фамилия Юрский была его псевдонимом - дворянину, считалось в прошлые времена, не подобает лицедействовать). Сын, унаследовав от отца талант и любовь к искусству, тоже вышел на сцену как Юрский. Сейчас в откликах на смерть артиста многие пишут о конце «Юрского периода» в русском театре.

В Большой драматический театр его приняли, когда он был второкурсником - в 1957 году. Это были золотые годы театра, который гремел на всю страну. Георгий Товстоногов собрал великолепную труппу. Первой большой ролью Юрского на этой сцене был Олег в спектакле «В поисках радости».

Но прославила его роль Чацкого в грибоедовской комедии «Горе от ума» (1962). Юрскому не было и тридцати.

О непростой жизни артиста в знаменитой ленинградской труппе широко известно. После 20 лет службы он был вынужден уйти из БДТ и уехать из нашего города. Вместе с ним ушла из театра его жена - Наталья Тенякова. Ленинградская интеллигенция восприняла этот уход как личную потерю. Андрей Могучий, нынешний худрук БДТ, в отклике на смерть артиста сказал, что сегодня Сергей Юрский воспринимается как один из символов театра 1960 - 1970-х годов - эпохи его наивысшего расцвета.

В 1978 году Юрский начал работать на сцене московского Театра имени Моссовета. И как артист, и как режиссер. В 1990-е годы много ставил и для других театров. А в начале 1990-х создал «АРТель АРТистов Сергея Юрского», которая была призвана воплотить его давнюю мечту о создании «театра для людей».

Многие на сцене Сергея Юрского никогда не видели. И любят его за роли в кино. В 1966 году на экраны вышел фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД», в котором Юрский сыграл Викниксора. Всесоюзную известность актеру принесла роль Остапа Бендера в фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок» (1968). Также он снимался в таких знаменитых картинах, как «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Ищите женщину» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Королева Марго» (1996)...

Юрский много выступал как чтец художественных произведений. Со своей программой «Пушкин и другие» совершил несколько мировых турне. Он воспринимался многими как «голос Пушкина». Впервые Сергей Юрский прочитал «Евгения Онегина» на телевидении, когда ему было тридцать лет. Потом, уже в зрелом возрасте, он записал для телевидения всего «Онегина» - восемь серий.

Сами поэты часто считают, что актеры не умеют читать стихи, получается слишком пафосно, «жирно», неправильно расставляются акценты, и это меняет смысл и ощущение от поэтического произведения. Особенно это заметно, когда актеры читают стихи современных поэтов. Иногда кажется, что они словно встают на котурны, как в античной трагедии. Иосиф Бродский тоже придерживался этой точки зрения. Но были исключения. Одно из них - Сергей Юрский, с которым поэт познакомился в 1960-е годы. Артист потом, рассказывая о встрече, говорил, что буквально заболел Бродским. В фильме Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Юрский сыграл Александра Ивановича, отца поэта.

В мае прошлого года, ко дню рождения Бродского, Сергей Юрский приезжал в Петербург, где читал его стихи. А во втором отделении прочитал две поэмы. Обе называются одинаково: «Театральное». Одна была написана Бродским и посвящена Юрскому. Вторая - Юрским, для Бродского. В обеих поэмах последнее слово: «Занавес».

Сергей Юрский был литературно одарен. Его перу принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, опубликованных в ведущих журналах, а также несколько книг прозы и стихов. Сейчас в откликах на смерть цитируют его строки. Например, эти:

Ну, потерпим, потрудимся —
                        близко уже:
В нашей несуществующей сонной
                           душе
Все уснувшее всхлипнет и с криком
                         проснется!
...Вот окончится жизнь —
                        и тогда уж начнется...

#потеря #культура #актер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (6377) от 11.02.2019 под заголовком «Занавес опустился».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?