Закуски для выборжан
В центре «Эрмитаж – Выборг» открылась выставка «Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI – XIX веков». До сентября в Выборге будут гостить сорок картин – образцов старого европейского классического натюрморта и более семидесяти произведений прикладного искусства из собрания главного музея страны.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Открытие выставки совпало с важным событием в судьбе представительства Эрмитажа в Выборге. Губернатор Ленинградской области подписал распоряжение, изменившее его статус. Центр, почти пять лет назад обосновавшийся в здании-памятнике, построенном архитектором Уно Ульбергом на сохранившемся основании древней крепости, был муниципальным учреждением. Расходы по его содержанию делили между собой правительство области и Выборгский район. Теперь ситуация изменилась.
«Нас полностью будет финансировать область, – рассказывает директор центра «Эрмитаж – Выборг» Александр Костенко. – Статус государственного учреждения позволяет принимать участие в государственных программах. На областные деньги мы открыли музей археологии в Пороховом погребе бастиона Панцерлакс. Есть еще объекты, нуждающиеся в реставрации, – два каземата. Это федеральные памятники, мы к ним прикоснуться не имели права. Теперь появилась возможность их восстановить, участие в областных и федеральных программах позволит привлечь дополнительные средства».
Эрмитаж не скупится на уникальные экспонаты для показа в Выборге. Здесь побывало больше двух с половиной тысяч экспонатов. Около ста тысяч посетителей их увидели.
В состав новой выставки вошли работы голландских и фламандских живописцев XVII века, положивших начало натюрморту как самостоятельному жанру живописи. В Золотой век натюрморта и термина такого еще не существовало. Он появился в середине XVIII столетия во Франции.
Пиршество для глаз ценителей живописи – разнообразные «завтраки», «закуски», «десерты»... Можно сравнить «Завтрак с устрицами» антверпенского живописца А. Адриансена, «Закуску» В. ван Алста, «Десерт» Б. ван дер Мера и «Натюрморт с битым зайцем» П. Снейерса... Невероятно живописный «Попугай на тыквах» – творение итальянского художника Микеле Паче – представлен дважды: на картине и на огромном постере, предваряющем выставку.
Кроме картин в состав выставки вошли более семидесяти произведений декоративно-прикладного искусства – голландские фаянсовые тарелки, чаши, стеклянные кубки для вина – ремеры, глиняные кувшины, серебряные кубки, льняные скатерти... В одной витрине соседствуют разные вещи на одну тему – ваза, ткань, фаянс. Невозможно глаз оторвать от керамического «кочана капусты» – миски- «обманки» работы французских мастеров XVIII столетия.
«Это вещи, которые использовались в быту в Германии, Фландрии, Франции. Художники стали составлять из них натюрморты, вещи оказались героями картин, – рассказывает заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Татьяна Косоурова. – Мы их и показываем рядом с картинами. Например, в витрине лежит льняная скатерть, которая изображена на картине».
Вещи подбирались один в один с теми, что изображены на картинах. Это позволяет проследить, как тема натюрморта развивалась в прикладном искусстве. Для организаторов выставки это еще и возможность показать то, что никогда не видели зрители. Неизвестно, будет ли случай извлечь эти вещи из запасников еще раз. Многое показывается впервые. Пример – так называемые селедочные банкеты. Сюжеты росписи на тарелках связаны с праздником сельди, без которой голландцы не мыслили трапезы.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5401) от 18.02.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии