2Vtzqv4Hz9U

Закономерности и случайности

Петербургские театралы знают молодую актрису Александру Куликову уже несколько лет. Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца», Арисия в «Федре», Аксюша в «Лесе», Сашенька Негина в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского, Анжелика в недавней премьере «Жорж Данден» — все это роли, сыгранные Куликовой за четыре сезона работы в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Но не секрет, что настоящую известность современному актеру приносят телесериалы. Вот и Александра КУЛИКОВА, можно сказать, проснулась знаменитой после демонстрации по каналу «Россия» телесериала «Дневник убийцы», в котором сыграла главную женскую роль. С актрисой встретилась журналист Елена КИЛИНА.

Закономерности и случайности |

— Александра, зрители телесериала теперь хотят знать о вас все. Поэтому начнем с начала. Вы с детства мечтали стать актрисой?

— Нет. После школы я поступила в Первый медицинский институт и там начала учиться.

— Так родители советовали?

— Мама очень хотела, чтобы я была врачом. Она увлекалась медициной, хотя не была профессиональным медиком. Папа занимался микробиологией. И я всегда биологией увлекалась. Когда я без всякой помощи сама поступила в медицинский, семья была просто счастлива. В институте все было замечательно: студенческая жизнь, друзья. И вечеринки, и влюбленности... Но что-то меня томило. И тогда пришел на помощь случай.

Первый медицинский институт находится на Петроградской стороне. Там же находится киностудия «Ленфильм». И однажды, когда я гуляла по Кировскому проспекту по направлению к Троицкому мосту, меня просто поймал помреж и пригласил на пробы. Это были пробы к фильму ныне покойного режиссера Виктора Аристова. Меня не утвердили, но это был абсолютно поворотный момент в моей судьбе. Потому что там, во дворе «Ленфильма», когда я читала этот текст вместе с партнером, я почувствовала, что уже все — в медицину мне дороги нет. После этого я стала поступать в разные театральные вузы Москвы и Питера и поступила во ВГИК в мастерскую Анатолия Владимировича Ромашина.

— Вы жили в Петербурге, учились в Москве. Теперь работаете в Петербурге, но играете спектакли не только здесь, но и в Москве. Почему вы остаетесь все равно в Питере? Ведь многие стремятся в Москву.

— Пока я училась в Москве, я там адаптировалась и как-то прижилась, приняла этот город, который не сразу мне открылся. Я прожила там почти шесть лет. Сыграла Маргариту в спектакле «Фауст» и до сих пор играю. Сейчас нас взял к себе под крыло Анатолий Васильев. И теперь мы будем играть этот спектакль в Центре на Сретенке. Поставил спектакль ученик Васильева — Борис Юхананов.

А возвращение в Петербург тоже произошло по воле случая. Я окончила ВГИК, родила ребенка, отсидела с ним год. И несмотря на то что училась на киноактрису, всегда знала, что буду в театре. Очень трусила. Но все-таки сделала одну попытку поступить в московский ТЮЗ к Генриетте Яновской и Каме Гинкасу. Я не понравилась. Некоторое время пребывала в полной растерянности. Но потом решила, что просто неудачно показалась. И нашла выход — решила перед Москвой порепетировать показы в питерских театрах. Позвонила своему старому приятелю Грише Козлову, с которым познакомилась, кстати, во время первой моей пробы на «Ленфильме». Гриша организовал показы в Театр на Литейном и в БДТ. Совершенно неожиданно меня взяли в оба театра.

Я тогда не знала, что Гриша с Кириллом Юрьевичем Лавровым уже давно ищут героиню в постановку «Перед заходом солнца» Гауптмана. Я даже пьесу эту никогда не читала. И вдруг меня взяли в прославленный БДТ и дали сразу главную роль, да еще в партнерстве с Лавровым. Фантастика! Из Театра на Литейном мне пришлось уйти. Так для меня все определилось. Я вернулась на родину.

— Но в кино вам, наверное, тоже хочется работать?

— Да, я закончила Институт кинематографии, и более того, еще со школы была синеманкой. Я пересмотрела всю мировую классику. Убегала с лекций в медицинском на просмотры. Но мои взаимоотношения с кино вначале как-то не складывались.

— А что вы в кино сыграли?

— У меня есть картина «Апрель» Константина Мурзенко — моя первая полнометражная лента. Недавно я снялась в картине «Копейка» Ивана Дыховичного в небольшой, но забавной роли. И вот теперь «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова. А недавно я была утверждена в телевизионный фильм «Александр Блок» на роль Веры Федоровны Комиссаржевской.

— А как вы попали на площадку «Дневника убийцы»?

— Произошло какое-то тотальное совпадение. Кирилл Серебренников видел меня в «Фаусте» и пригласил на пробу. Когда я пришла, мне понравилось все и сразу — режиссер, оператор, группа. Я была в восторге от сценария. Мы поговорили с Кириллом, и меня утвердили. Вся современная часть фильма снималась в Таганроге. Съемки шли больше двух месяцев. Я летала туда и обратно в Питер и даже на гастроли в Екатеринбург, чтобы играть спектакли.

— В титрах фильма значатся интересные современные драматурги — Михаил Угаров, Нина Садур, Елена Гремина. Как вам работается с современной драматургией?

— Нормально работается. Сценарий фильма «Апрель», написанный режиссером Мурзенко, — это предельно современная литература. Сценарист «Копейки» — Владимир Сорокин... Так что у меня был небольшой контакт с текстами современных авторов. Но в театре я пока работаю только с классикой.

— А где вам легче существовать как актрисе — в классике или в художественном мире, сочиненном современными авторами?

— Думаю, что это зависит от класса литературы. Были плохие и средние авторы и в прошлые века, они существуют и сейчас. Мне кажется, полноценная работа может состояться только в соприкосновении с литературой высокого уровня, независимо от времени ее создания.

— Вы работали с молодыми актерами, режиссерами, драматургами — вашими сверстниками или чуть постарше. По вашему ощущению, существует ли новое творческое поколение?

— Я думаю, что сейчас происходит его формирование. Я это чувствую, но не могу точно определить. Общаясь со своими коллегами, смотря спектакли, созданные молодыми авторами, я чувствую, что сейчас происходит формирование и манифеста, и слова, и языка. Я понимаю, что пока это трудно уловить, но, может быть, через несколько лет это случится, и будет ясно — как нас и то, что мы делаем, можно определить.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (2889) от 31.01.2003 года.


Комментарии