Закономерности и случайности

Петербургские театралы знают молодую актрису Александру Куликову уже несколько лет. Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца», Арисия в «Федре», Аксюша в «Лесе», Сашенька Негина в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского, Анжелика в недавней премьере «Жорж Данден» — все это роли, сыгранные Куликовой за четыре сезона работы в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Но не секрет, что настоящую известность современному актеру приносят телесериалы. Вот и Александра КУЛИКОВА, можно сказать, проснулась знаменитой после демонстрации по каналу «Россия» телесериала «Дневник убийцы», в котором сыграла главную женскую роль. С актрисой встретилась журналист Елена КИЛИНА.

Закономерности и случайности |

— Александра, зрители телесериала теперь хотят знать о вас все. Поэтому начнем с начала. Вы с детства мечтали стать актрисой?

— Нет. После школы я поступила в Первый медицинский институт и там начала учиться.

— Так родители советовали?

— Мама очень хотела, чтобы я была врачом. Она увлекалась медициной, хотя не была профессиональным медиком. Папа занимался микробиологией. И я всегда биологией увлекалась. Когда я без всякой помощи сама поступила в медицинский, семья была просто счастлива. В институте все было замечательно: студенческая жизнь, друзья. И вечеринки, и влюбленности... Но что-то меня томило. И тогда пришел на помощь случай.

Первый медицинский институт находится на Петроградской стороне. Там же находится киностудия «Ленфильм». И однажды, когда я гуляла по Кировскому проспекту по направлению к Троицкому мосту, меня просто поймал помреж и пригласил на пробы. Это были пробы к фильму ныне покойного режиссера Виктора Аристова. Меня не утвердили, но это был абсолютно поворотный момент в моей судьбе. Потому что там, во дворе «Ленфильма», когда я читала этот текст вместе с партнером, я почувствовала, что уже все — в медицину мне дороги нет. После этого я стала поступать в разные театральные вузы Москвы и Питера и поступила во ВГИК в мастерскую Анатолия Владимировича Ромашина.

— Вы жили в Петербурге, учились в Москве. Теперь работаете в Петербурге, но играете спектакли не только здесь, но и в Москве. Почему вы остаетесь все равно в Питере? Ведь многие стремятся в Москву.

— Пока я училась в Москве, я там адаптировалась и как-то прижилась, приняла этот город, который не сразу мне открылся. Я прожила там почти шесть лет. Сыграла Маргариту в спектакле «Фауст» и до сих пор играю. Сейчас нас взял к себе под крыло Анатолий Васильев. И теперь мы будем играть этот спектакль в Центре на Сретенке. Поставил спектакль ученик Васильева — Борис Юхананов.

А возвращение в Петербург тоже произошло по воле случая. Я окончила ВГИК, родила ребенка, отсидела с ним год. И несмотря на то что училась на киноактрису, всегда знала, что буду в театре. Очень трусила. Но все-таки сделала одну попытку поступить в московский ТЮЗ к Генриетте Яновской и Каме Гинкасу. Я не понравилась. Некоторое время пребывала в полной растерянности. Но потом решила, что просто неудачно показалась. И нашла выход — решила перед Москвой порепетировать показы в питерских театрах. Позвонила своему старому приятелю Грише Козлову, с которым познакомилась, кстати, во время первой моей пробы на «Ленфильме». Гриша организовал показы в Театр на Литейном и в БДТ. Совершенно неожиданно меня взяли в оба театра.

Я тогда не знала, что Гриша с Кириллом Юрьевичем Лавровым уже давно ищут героиню в постановку «Перед заходом солнца» Гауптмана. Я даже пьесу эту никогда не читала. И вдруг меня взяли в прославленный БДТ и дали сразу главную роль, да еще в партнерстве с Лавровым. Фантастика! Из Театра на Литейном мне пришлось уйти. Так для меня все определилось. Я вернулась на родину.

— Но в кино вам, наверное, тоже хочется работать?

— Да, я закончила Институт кинематографии, и более того, еще со школы была синеманкой. Я пересмотрела всю мировую классику. Убегала с лекций в медицинском на просмотры. Но мои взаимоотношения с кино вначале как-то не складывались.

— А что вы в кино сыграли?

— У меня есть картина «Апрель» Константина Мурзенко — моя первая полнометражная лента. Недавно я снялась в картине «Копейка» Ивана Дыховичного в небольшой, но забавной роли. И вот теперь «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова. А недавно я была утверждена в телевизионный фильм «Александр Блок» на роль Веры Федоровны Комиссаржевской.

— А как вы попали на площадку «Дневника убийцы»?

— Произошло какое-то тотальное совпадение. Кирилл Серебренников видел меня в «Фаусте» и пригласил на пробу. Когда я пришла, мне понравилось все и сразу — режиссер, оператор, группа. Я была в восторге от сценария. Мы поговорили с Кириллом, и меня утвердили. Вся современная часть фильма снималась в Таганроге. Съемки шли больше двух месяцев. Я летала туда и обратно в Питер и даже на гастроли в Екатеринбург, чтобы играть спектакли.

— В титрах фильма значатся интересные современные драматурги — Михаил Угаров, Нина Садур, Елена Гремина. Как вам работается с современной драматургией?

— Нормально работается. Сценарий фильма «Апрель», написанный режиссером Мурзенко, — это предельно современная литература. Сценарист «Копейки» — Владимир Сорокин... Так что у меня был небольшой контакт с текстами современных авторов. Но в театре я пока работаю только с классикой.

— А где вам легче существовать как актрисе — в классике или в художественном мире, сочиненном современными авторами?

— Думаю, что это зависит от класса литературы. Были плохие и средние авторы и в прошлые века, они существуют и сейчас. Мне кажется, полноценная работа может состояться только в соприкосновении с литературой высокого уровня, независимо от времени ее создания.

— Вы работали с молодыми актерами, режиссерами, драматургами — вашими сверстниками или чуть постарше. По вашему ощущению, существует ли новое творческое поколение?

— Я думаю, что сейчас происходит его формирование. Я это чувствую, но не могу точно определить. Общаясь со своими коллегами, смотря спектакли, созданные молодыми авторами, я чувствую, что сейчас происходит формирование и манифеста, и слова, и языка. Я понимаю, что пока это трудно уловить, но, может быть, через несколько лет это случится, и будет ясно — как нас и то, что мы делаем, можно определить.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (2889) от 31.01.2003 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...