Закономерности и случайности

Петербургские театралы знают молодую актрису Александру Куликову уже несколько лет. Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца», Арисия в «Федре», Аксюша в «Лесе», Сашенька Негина в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского, Анжелика в недавней премьере «Жорж Данден» — все это роли, сыгранные Куликовой за четыре сезона работы в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Но не секрет, что настоящую известность современному актеру приносят телесериалы. Вот и Александра КУЛИКОВА, можно сказать, проснулась знаменитой после демонстрации по каналу «Россия» телесериала «Дневник убийцы», в котором сыграла главную женскую роль. С актрисой встретилась журналист Елена КИЛИНА.

Закономерности и случайности |

— Александра, зрители телесериала теперь хотят знать о вас все. Поэтому начнем с начала. Вы с детства мечтали стать актрисой?

— Нет. После школы я поступила в Первый медицинский институт и там начала учиться.

— Так родители советовали?

— Мама очень хотела, чтобы я была врачом. Она увлекалась медициной, хотя не была профессиональным медиком. Папа занимался микробиологией. И я всегда биологией увлекалась. Когда я без всякой помощи сама поступила в медицинский, семья была просто счастлива. В институте все было замечательно: студенческая жизнь, друзья. И вечеринки, и влюбленности... Но что-то меня томило. И тогда пришел на помощь случай.

Первый медицинский институт находится на Петроградской стороне. Там же находится киностудия «Ленфильм». И однажды, когда я гуляла по Кировскому проспекту по направлению к Троицкому мосту, меня просто поймал помреж и пригласил на пробы. Это были пробы к фильму ныне покойного режиссера Виктора Аристова. Меня не утвердили, но это был абсолютно поворотный момент в моей судьбе. Потому что там, во дворе «Ленфильма», когда я читала этот текст вместе с партнером, я почувствовала, что уже все — в медицину мне дороги нет. После этого я стала поступать в разные театральные вузы Москвы и Питера и поступила во ВГИК в мастерскую Анатолия Владимировича Ромашина.

— Вы жили в Петербурге, учились в Москве. Теперь работаете в Петербурге, но играете спектакли не только здесь, но и в Москве. Почему вы остаетесь все равно в Питере? Ведь многие стремятся в Москву.

— Пока я училась в Москве, я там адаптировалась и как-то прижилась, приняла этот город, который не сразу мне открылся. Я прожила там почти шесть лет. Сыграла Маргариту в спектакле «Фауст» и до сих пор играю. Сейчас нас взял к себе под крыло Анатолий Васильев. И теперь мы будем играть этот спектакль в Центре на Сретенке. Поставил спектакль ученик Васильева — Борис Юхананов.

А возвращение в Петербург тоже произошло по воле случая. Я окончила ВГИК, родила ребенка, отсидела с ним год. И несмотря на то что училась на киноактрису, всегда знала, что буду в театре. Очень трусила. Но все-таки сделала одну попытку поступить в московский ТЮЗ к Генриетте Яновской и Каме Гинкасу. Я не понравилась. Некоторое время пребывала в полной растерянности. Но потом решила, что просто неудачно показалась. И нашла выход — решила перед Москвой порепетировать показы в питерских театрах. Позвонила своему старому приятелю Грише Козлову, с которым познакомилась, кстати, во время первой моей пробы на «Ленфильме». Гриша организовал показы в Театр на Литейном и в БДТ. Совершенно неожиданно меня взяли в оба театра.

Я тогда не знала, что Гриша с Кириллом Юрьевичем Лавровым уже давно ищут героиню в постановку «Перед заходом солнца» Гауптмана. Я даже пьесу эту никогда не читала. И вдруг меня взяли в прославленный БДТ и дали сразу главную роль, да еще в партнерстве с Лавровым. Фантастика! Из Театра на Литейном мне пришлось уйти. Так для меня все определилось. Я вернулась на родину.

— Но в кино вам, наверное, тоже хочется работать?

— Да, я закончила Институт кинематографии, и более того, еще со школы была синеманкой. Я пересмотрела всю мировую классику. Убегала с лекций в медицинском на просмотры. Но мои взаимоотношения с кино вначале как-то не складывались.

— А что вы в кино сыграли?

— У меня есть картина «Апрель» Константина Мурзенко — моя первая полнометражная лента. Недавно я снялась в картине «Копейка» Ивана Дыховичного в небольшой, но забавной роли. И вот теперь «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова. А недавно я была утверждена в телевизионный фильм «Александр Блок» на роль Веры Федоровны Комиссаржевской.

— А как вы попали на площадку «Дневника убийцы»?

— Произошло какое-то тотальное совпадение. Кирилл Серебренников видел меня в «Фаусте» и пригласил на пробу. Когда я пришла, мне понравилось все и сразу — режиссер, оператор, группа. Я была в восторге от сценария. Мы поговорили с Кириллом, и меня утвердили. Вся современная часть фильма снималась в Таганроге. Съемки шли больше двух месяцев. Я летала туда и обратно в Питер и даже на гастроли в Екатеринбург, чтобы играть спектакли.

— В титрах фильма значатся интересные современные драматурги — Михаил Угаров, Нина Садур, Елена Гремина. Как вам работается с современной драматургией?

— Нормально работается. Сценарий фильма «Апрель», написанный режиссером Мурзенко, — это предельно современная литература. Сценарист «Копейки» — Владимир Сорокин... Так что у меня был небольшой контакт с текстами современных авторов. Но в театре я пока работаю только с классикой.

— А где вам легче существовать как актрисе — в классике или в художественном мире, сочиненном современными авторами?

— Думаю, что это зависит от класса литературы. Были плохие и средние авторы и в прошлые века, они существуют и сейчас. Мне кажется, полноценная работа может состояться только в соприкосновении с литературой высокого уровня, независимо от времени ее создания.

— Вы работали с молодыми актерами, режиссерами, драматургами — вашими сверстниками или чуть постарше. По вашему ощущению, существует ли новое творческое поколение?

— Я думаю, что сейчас происходит его формирование. Я это чувствую, но не могу точно определить. Общаясь со своими коллегами, смотря спектакли, созданные молодыми авторами, я чувствую, что сейчас происходит формирование и манифеста, и слова, и языка. Я понимаю, что пока это трудно уловить, но, может быть, через несколько лет это случится, и будет ясно — как нас и то, что мы делаем, можно определить.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (2889) от 31.01.2003 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.