Закончен счет потерь?

Вот уже седьмой раз отмечается этот праздник. Идея его проведения принадлежит Международному совету музеев (IGOM) — международной неправительственной организации, объединяющий музеи мира и специалистов; работающих в них: Нынешний день проходит под девизом «За кулисами музеев». Это говорит не столько о желании поделиться профессиональными тайнами; сколько о надежде привлечь внимание общественности и власти к острейшим проблемам повседневной жизни музеев. В этот день мы публикуем материал, затрагивающий музейную проблему, болезненную и острую. Проблема эта настолько важная, что ее обсуждение планировалось в ходе только что состоявшегося официального визита президента России Б. Н. Ельцина в Германию. Речь идет о возврате Германии культурных ценностей, вывезенных оттуда в Россию в 1945 году. Полтора года прошло со времени открытия в Эрмитаже выставки «Западноевропейский рисунок XVI — XX веков из собрания Кунстхалле в Бремене».
Рисунки Дюрера, Ван Дейка, Ван Гога и других великих художников военнослужащий В. Балдин в разгар наступления наших войск обнаружил в подвале немецкого замка брошенными на произвол судьбы. Он их собрал, сколько смог, и привез в Россию, где они и хранились в музее имени Щусева в Москве. Эта выставка представляла не только несомненный художественный интерес, она открывала тему до той поры запретную — трофейное искусство. Настала пора для решения судьбы ценностей, «арестованных» в годы войны. А значит, выявления взаимных претензий по поводу утрат, понесенных пять десятилетий назад.
Приступила к работе комиссия по реституции. Музейные работники России и Германии сели за стол переговоров.
О том; что удалось им сделать за минувший год, корреспондент Л. Леусская попросила рассказать директора Эрмитажа, члена комиссий по реституции Михаила Борисовича ПИОТРОВСКОГО.

Закончен счет потерь? |

— В течение года работали три комиссии — библиотечная, юридическая и музейная; которую я имею честь возглавлять вместе с директором дрезденских государственных музеев профессором Шмидтом:

В комиссию вошли как российские, так и немецкие специалисты: Первоочередной задачей стало составление реестра утрат, нанесенных войной российскому культурному достоянию. Эти списки и будут основой взаимных претензий по поводу возврата трофейных ценностей, хранящихся у нас.

Немецкие коллеги были в Петергофе, Царском Селе, Павловске, видели, какая сложная работа идет по выявлению утраченного. Собираются и систематизируются материалы, сохранившиеся в наших архивах. Они далеко не полные. Не обойтись в этой работе без немецких архивов, в которых фиксировалось многое; что вывозилось из нашей страны. Их обработка — дело весьма кропотливое, и здесь нам нужна помощь немцев.

Естественно, эта работа быстрой быть не может. Тем не менее первые, предварительные, списки уже составлены, теперь их надо уточнять.

— Сохраняется ли, пусть слабая, надежда, что мы вернем часть утраченного?

— Ситуация сложная. Ценности, вывезенные из нашей страны в годы войны, или уничтожены, или пропали.

Разумеется, что-то можно найти, если постараться. Наши немецкие коллеги такую работу ведут. Они публикуют в средствах массовой информации призывы к общественности с просьбой откликнуться тех, кто что-то знает о судьбе вывезенных из России произведений искусства. Пока известны единичные случаи, когда граждане возвращали эти вещи. Но это не значит, что утрачено все. В Германии есть еще простор для подобной работы. Ее ведет специальная общественная организация, созданная в Бремене.

В ходе встреч с немецкими специалистами, когда мы сидим за столом переговоров, ходим по музеям, выявляя, что сохранилось, что исчезло, рождаются планы наших дальнейших совместных действий.

— И в то же время немецкую сторону, вероятно, более всего волнует судьба трофейных произведений искусства, уже несколько десятилетий хранящихся в России?

— Бесспорно, они нас торопят. Газеты любят сенсации «ах, нашлось». Тем не менее для специалистов давно было более-менее известно, какие собрания, вывезенные из Германии, хранятся у нас и где именно. Теперь задача комиссии по реституции — составить точные списки этих вещей.

Я уже не раз говорил: беспокойство вызывают не те трофейные ценности, которые бережно хранятся в музеях, а те, что были вывезены частными лицами. Раньше продажа таких вещей была делом подсудным, сейчас ситуация стала много проще. Эти произведения путями не праведными пересекают границы и всплывают На «черном рынке». Немцы используют подобные факты для давления на нас.

К примеру, они покупают у частных лиц рисунки из Дрезденской коллекции. Причем торговцы нередко обманывают, утверждая: это вещи из Эрмитажа. Тут же сведения без всякой проверки появляются в немецкой прессе с соответствующим комментарием. Если раньше нас упрекали за то, что мы плохо храним, теперь речь идет о распродаже. Это политическое журналистское давление.

— Год назад вы упрекали политиков и журналистов, что они наносят вред работе комиссии по реституции скоропалительными и необдуманными выступлениями.

— Совершенно верно. Политики все оценивают с политической точки зрения, а журналисты подогревают страсти. Дело деликатное и сложное, а с телеэкрана звучит: «Вот собрались русские и немцы, чтобы сосчитать, кто у кого больше украл». Одна такая фраза способна нанести немалый вред. Если суть процесса не понимается даже у нас в стране, как можно вести переговоры?

В этом плане примечательна история с коллекцией Кребса (был такой коллекционер под городом Веймаром). Часть его собрания находится в Эрмитаже. Там есть Картина Ван Гога и других известных художников. Мы показывали немецким коллегам часть этих вещей, чтобы они убедились — картины в хорошем состоянии. Они и отметили, что полотна выглядят свежо.

После того как музейщики вернулись в Германию, там на «черном рынке» появилась фотография картины, похожей на полотно Ван Гога из коллекций Кребса, хранящейся в Эрмитаже. Как только выяснилось, что немецкие коллеги видели картину, снимок исчез из поля зрения. Тем не менее в прессе появилась публикация; утверждающая, что в Эрмитаже осталась подделка, а подлинник продается. Причем утверждение музейщиков, что картина выглядит свежо, использовалось как доказательство подделки.

Вот вам пример явного давления, причем публикация появилась накануне встречи в Москве двух правительственных комиссий под руководством министра культуры нашей стороны и министра иностранных дел — с германской.

Я выступал на этой встрече и говорил, что подобные вещи к хорошему не приведут. Тем более в то время, когда мы только начинаем обмениваться информацией, открываем двери для переговоров.

Специалисты двух стран ищут пути к согласию, а «Шпигель» пишет, что из Эрмитажа якобы была продана трофейная коллекция юдаики. У нас никогда такой коллекций не было, ни своей, ни чужой. Стало быть, и продавать нечего.

Все сомнения и недоразумения должны выяснять специалисты, тогда проблем не возникает. В противном случае мы прекратим общаться и ничего не. будем показывать, пока не составим окончательные списки наших утрат. Нам нечего стесняться, существуют определенные основания, на которых трофейные собрания оказались в России. Теперь время другое, и надо искать компромисс.

— Как вы себе представляете этот компромисс?

— Часть вещей должна вернуться в Германию. Другая, как я считаю, должна остаться в России в качестве компенсации за потери, нанесенные войной нашему культурному достоянию, а также за то, что эти ценности были сохранены. В военных условиях все, что не забиралось властями, нашими, американскими или английскими, погибало или грабилось. Эта участь постигла многие коллекции.

Повторяю, нам стыдиться нечего. Ценности вывозились в Россию по решению военных властей. Ждали мирного договора, в котором должны были присутствовать пункты о судьбе культурного наследия, связанные с компенсацией и реституцией. Понятие реституции включает в себя не только возвращение, но и компенсацию за уничтоженное. Сегодня поздно делать так, как предполагалось раньше, но и проблему с мертвой точки надо сдвигать.

— Тут уместен вопрос об окончательной судьбе балдинской коллекции. Уже не раз звучало, что мы ее возвращаем Германии.

— Есть предложения германской стороны, частично зафиксированные на бумаге. Они готовы за возвращение этой коллекции часть рисунков из нее передать российским музеям, а также принять участие в реставрации Новгорода.

Существует рекомендация нашей комиссии по реституции вернуть эту коллекцию в качестве жеста доброй воли и посмотреть, какой последует за этим ответ. Комиссия дала рекомендацию, но для ее выполнения необходимо решить множество юридических проблем. Как возвращать, в собственность или иначе? Кто может разрешить вывоз коллекции из России — президент, министр? У нас есть закон о вывозе и ввозе культурных ценностей, согласно ему коллекцию вывозить нельзя. Сейчас юристы вырабатывают правовые аспекты. Аналогов нет.

Нам предстоит сообща искать решение, приемлемое для обеих сторон. Спешить, к сожалению, нельзя, вопрос очень тонкий.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (769) от 18.05.1994 года.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.