Михаил Пиотровский. Зачем Данае ехать на Восток
Экономическому форуму, недавно проходившему во Владивостоке, предшествовала научная конференция востоковедов, посвященная связям России и Японии. В основном речь шла об особенностях интеллектуальных связей между нашими странами и о том образе, который сложился у нас друг о друге.
Образ Японии в Эрмитаже складывается прежде всего из вещей, которые были подарены в связи с визитом в Японию цесаревича Николая Александровича. А также с мистическим событием, которое там произошло, - покушением на наследника российского престола. Не только будущий император, но и другие великие князья с дипломатическими визитами бывали в Японии, осваивали это направление, привозили вещи. Одна из лучших частных коллекций японских эмалей эпохи Мэйдзи недавно собрана петербургским коллекционером. Мы показывали ее в Эрмитаже.
С советского времени у Эрмитажа есть опыт организации выставок в Японии. В этой стране их всегда делали в универмагах, спонсорами выступали газеты, это особенность японского менталитета. Благодаря влиянию одной из крупнейших газет эрмитажная «Даная» побывала в Японии. Сегодня работа музеев с частными компаниями обычное дело. Но Эрмитаж первым стал делать выставки с большими частными галереями Японии.
На конференции я сказал, что успех экономических переговоров между нашими странами зависит от востоковедческой поддержки. В докладе недавно прошедшего международного дискуссионного форума «Валдай» говорится о необходимости понимания поворота России на Восток. Для этого нужны не десятки, а тысячи востоковедов. Приходит осознание: экономическим и политическим процессам необходима гуманитарная основа.
По поручению президента разрабатываются проекты создания больших музыкально-художественных центров для пограничных мест страны - Владивосток, Калининград, Севастополь. Обсуждается схема форпостов крупных музеев. Надо найти правильные решения.
Во Владивостоке готовится открытие центра, в котором будут размещаться концертный зал, хореографическое училище, а также площадка для Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Востока.
Для нас это продолжение концепции Большой Эрмитаж, куда входит создание центров на Дальнем Востоке и в Сибири. Первоначально была идея сделать на основе Приморской картинной галереи центр «Эрмитаж - Дальний Восток», как в Амстердаме, Екатеринбурге, Омске, Казани... Мы не раз объясняли, что задуман не филиал, а спутник музея в эрмитажном стиле. Принимающая сторона несет ответственность за инфраструктуру, мы привозим контент. На практике это модель Дней Эрмитажа, которые проходят в наших центрах и включают в себя: выставки, мастер-классы реставраторов, лекции, детские программы, фильмы, конкурсы журналистов...
Предложение присоединить к нашему проекту другие музеи выросло в грандиозную стройку нового здания. Центр строится, идет обсуждение, каким он будет. По этому поводу есть разные точки зрения. Главное - создание форпостов не должно мешать существованию местных музеев, галерей и отменять взаимодействие с ними.
Мощные культурные центры могут существовать в разных местах страны. Но их нельзя множить бесконечно. Иначе возникает опасность, что хорошая идея будет тиражироваться и мельчать. Четыре музея во Владивостоке уже многовато.
Мы отрабатываем разные способы межмузейного взаимодействия. В Казани Третьяковская галерея не в первый раз делает выставки в центре «Эрмитаж - Казань». Это решение общей проблемы: музейные коллекции должны быть доступны людям. Но наш рецепт - в центры приезжают не просто вещи, а бренд музея, комплекс представления о нем. Все, чем он занимается. Никто не будет смотреть вещи, если они не представлены в правильном месте, с правильной этикеткой, светом, рекламой...
Нередко говорят о музейных запасниках, где якобы многое лежит мертвым грузом. Бытует представление о музее как складе. Все, что там находится, надо показывать особым способом - строить открытые фондохранилища. Это противостоит популярной сегодня идее, как в 1930-е годы, вернуться к переделу, все из запасников раздать другим музеям.
Неприкосновенность музейных коллекций - важный принцип. Музей - единый организм, в который вещи «вросли». История музея, бренд, способ подачи вещей - только вместе это играет и приносит пользу.
За другими вариантами быстро встанет проблема отсутствия финансирования и способы ее решения. Дескать, если дорого возвращать вещи в Москву и Петербург, пусть остаются во Владивостоке. Затем окажется, что центр дорого содержать. Тут же придут люди, у которых есть деньги. Предложат все купить и сделать частный музей.
Речь идет о политическом решении. Сохранят ли большие музеи бренд и репутацию либо настанут передел и приватизация. В 1920-е годы это привело к разорению столичных музеев, позору продаж шедевров за границу и не помогло процветанию музеев в провинции.
В бытность Советского Союза музейный фонд принадлежал государству, оно могло делать с ним все что угодно. Во времена перестройки ситуация изменилась. По существующему закону о Музейном фонде, что-либо изымать у музеев нельзя. Но разговор о том, что надо вернуть такое право государству, время от времени возникает. В советское время государство и общество были едины, всем управлял госаппарат. Но сегодня государственный аппарат может стать слугой частного бизнеса.
Наша задача, активно участвуя в создании центров и фондохранилищ, обеспечить доступность коллекций, не нанося удар сложившейся атмосфере в музейном мире.
Такой подход будет обсуждаться на собрании Союза музеев России. Как и другие проблемы, которые носят политический характер.
Есть мнение, что в сфере культуры много бездельников, которые не производят ничего материального. Поэтому в целях экономии надо все оптимизировать, укрупнять, уплотнять... Культура существует не для добывания денег. Она создает рабочие места внутри и вокруг себя. Люди, предрасположенные к интеллектуальному труду, должны иметь возможность работать в этой сфере.
Культура должна распространяться широко, но не доход ее главная задача. Ей надо дойти до большого числа людей, но не все должны за это платить. Сегодня модно считать бюджетные доходы, наша задача - нести культуру по возможности бесплатно. Мы учитываем всех, кто к нам пришел так или иначе: на выставку, лекцию, в театр, на занятия по абонементу... Бухгалтерский учет охватывает тех, кто заплатил. Отчетность, которая нужна Министерству культуры, и та, которой мы оцениваем свою работу, не совпадают. Возникают серьезные разногласия. Союз музеев России хочет разрешить их путем создания новых нормативов. Они позволят понять, что хорошо, что плохо, что правильно, что нет.
Важный вопрос: кому принадлежит культура сегодня? Идет спор о том, кто может принимать решения по проблемам, число которых растет: автономность культуры, монетизация, неприкосновенность коллекций... Они уже решались на заре Советской власти и во времена перестройки. Если их не обсуждать спокойно, открывается «ящик Пандоры».
Мы завершаем работу над стратегией музейной деятельности на двадцать лет вперед. Ее основа - автономия, развитие фондохранилищ, обеспечение доступности коллекций современными методами. Все это возможно при самостоятельности культуры и ее независимости в принятии решений.
Ранее Михаил Пиотровский в своей эксклюзивной колонке для «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал о «пикнике» вандалов у Медного всадника, музейных инициативах и роли Дворцовой площади в жизни Петербурга.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6286) от 26.09.2018 под заголовком «Зачем Данае ехать на Восток».
Комментарии