Зачем подростку Бергман и Годар? Как работает детская киношкола при студии «Лендок»

Кинолюбы знают, что у Квентина Тарантино нет законченного специального образования. На вопрос, который ему частенько задавали: «В какую киношколу вы ходили?», он отвечал: «В кино». В детской киношколе, которая несколько лет существует при открытой студии «Лендок», просмотру кинофильмов тоже уделяют большое внимание.

Зачем подростку Бергман и Годар? Как работает детская киношкола при студии «Лендок» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Как говорит Ольга Рейнбах, руководитель образовательных проектов киностудии, знание истории кино, а также «насмотренность» необходимы, если ты хочешь стать профессионалом.

Так что детям, мечтающим работать в кино, рекомендуют для начала список фильмов, которые стоит посмотреть. Вот рекомендации для подростков, желающих заниматься в каникулы в кинолагере, расположенном прямо на «Лендоке»: «Огни большого города» Чарли Чаплина (1931), «Орфей» Жана Кокто (1950), «Расемон» Акиры Курасавы (1950); «Седьмая печать» Ингмара Бергмана (1957); «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара (1960); «Прошлым летом в Мариенбаде» Алена Рене (1961); «Зеркало» Андрея Тарковского (1975)... По одному фильму в день - и через неделю вы уже будете в неплохой форме.

Какие-то из этих картин могут показаться слишком сложными. Возможно, подростки не все поймут. Это не столь уж важно. Главное - они прикоснутся к экранным шедеврам и поразмышляют о том, что же делает кино искусством.

По словам Ольги, в последние годы много говорят о том, чтобы ввести, хотя бы факультативно, такой предмет, как история кино, и в общеобразовательных школах. Хорошо бы, ведь это развивает вкус, чувство красоты.

- Очень важно, - говорит Ольга, - что наша киношкола находится именно внутри действующей киностудии. Можно погрузиться в процесс создания фильмов, овладеть не только теорией, но и практическими навыками. С детьми занимаются люди, которые сами работают в сфере кино, имеют опыт в разных сферах кинопроизводства, будь то написание сценария, съемки, монтаж, звукорежиссура. Например, Анна Ганшина, один из преподавателей курса сценарного мастерства, - сценарист, режиссер, редактор «Лендока», председатель Гильдии кинодраматургов. У нас очень серьезное отношение к образованию. Это именно школа, а не развлекательный кружок. И фильмы мы снимаем на серьезные глубокие темы, будь это космос, память о войне или древнегреческая мифология.

Поступают туда обычно дети, которые мечтают в дальнейшем работать в кино и хотят узнать о своей профессии изнутри, прежде чем продолжат образование в вузе.

А бывает, что детей приводят родители, которые хотят, чтобы они развивались в личностном плане. Ведь обучение включает в себя уроки, которые будут полезны в жизни даже в том случае, если человек выберет другую профессию. Например, курс актерского мастерства включает в себя снятие зажимов, раскрепощение мышц, пластику, правильное дыхание, которое делает речь свободной и красивой. Обучение сценарному мастерству помогает хорошо писать, точно выражать свои мысли и чувства в словах...

На киностудии существует музей.

- Мы регулярно проводим здесь занятия, - рассказывает Ольга. - В этих двух комнатах хранится техника, с помощью которой снимали и монтировали кино начиная с 1930-х годов.

Можно увидеть старые кинокамеры, бобины с пленкой и проекторы, стрекот которых помнит старшее поколение любителей экранного искусства. Стоят монтажные столы, ведь в докомпьютерную эпоху пленку резали ножницами и склеивали.

Во второй комнате - аудиоархив студии. Он состоит из музыки, песен, записанных на студии различными исполнителями и композиторами для фильмов и киножурналов. А есть шумы - например, звуки взрывающихся снарядов времен войны или шум дребезжащего трамвайчика из 1960-х. Вся эта старинная техника в хорошем состоянии, прекрасно работает. На студии вообще стараются не только внедрять новые технологии, но и беречь прошлое.

Так, в Директорском зале, где показывают фильмы, сделали ремонт, но не стали покупать новые кресла - оставили старинные деревянные стулья, обтянутые кожей. Получилось очень стильно.

Для съемок фильмов ученикам предоставляют недавно оборудованный павильонный зал с зеленым фоном - хромакеем. Потом с помощью компьютерных технологий можно подобрать любой фон, будь то пейзаж реальный или фантастический, на Земле или, скажем, на Марсе, интерьер хрущевской квартиры или королевского замка.

Здесь не любят разделение кино на документальное и художественное. Говорят иначе: документальное и игровое. Ведь эпитет «художественный» относится и к документальной картине. Даже снимая фильм про уборку картошки, можно выстроить кадр по всем законам композиции.

Существует рейтинг лучших кинокартин, созданных за сто лет мирового кино. В него попал лишь 31 документальный фильм. Из них четыре ленты сделаны на Ленинградской студии документальных фильмов, которая нынче называется «Лендок»: «Лето Марии Войновой», «Советская элегия» Александра Сокурова, «Взгляните на лицо» Павла Когана, «Наша мама - герой» Николая Обуховича. Есть чем гордиться.

#кино #дети #хобби #профессия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (6629) от 20.02.2020 под заголовком «Зачем подростку Бергман и Годар».


Комментарии