За деревьями не видно леса

В Инженерном замке Русского музея открылась выставка пейзажиста Аркадия Рылова (1870 - 1939), творческая биография которого была связана с нашим городом. Проект готовился без привязки «к дате», решили вспомнить про художника, работы которого последний раз персонально показывали в 1970 году. Но событием выставка не стала.

За деревьями не видно леса | А. Рылов. «Пашня». 1906. Репродукция. Фото автора

А. Рылов. «Пашня». 1906. Репродукция. Фото автора

Биография Рылова укладывается в несколько строк. Родился в Вятской губернии, окончив реальное училище, приехал в Петербург, поступил в Училище барона Штиглица. Через несколько лет получил приглашение, от которого невозможно отказаться, - Архип Куинджи позвал в свою пейзажную мастерскую в Академии художеств. После диплома к Рылову приходит известность, он участвует в выставках объединения «Мир искусства», нескольких международных проектах, в создании художественного музея в Вятке, получает звание академика живописи.

Революция 1917 года внешне мало что меняет в жизни Рылова. Он продолжает активно работать. В академии, ставшей Петроградскими свободными мастерскими, затем Высшим художественно-техническим институтом, Рылов - профессор живописи, руководитель пейзажной мастерской, как его учитель Куинджи. После создания Союза художников СССР он несколько лет был председателем секции живописи в Ленинградском отделении.

Так ли просты и незатейливы рыловские пейзажи, как может показаться при беглом знакомстве с его произведениями?

Над этим вопросом заставляет задуматься начало выставки. Переступив порог первого зала, зритель оказывается между большой картиной «С берегов Вятки» 1901 года и скромным рисунком «Автопортрет с белкой» 1931 года. За ними скрыта драма художника, от подающего надежды символиста до скромного советского анималиста.

Вятский пейзаж - мрачный строгий лес и мощная свободная река - напоминает картины символистов. Она удостоилась награды мюнхенского сецессиона. «Я получил именную медаль с дипломом, подписанным Ленбахом, и, конечно, сиял», - позже напишет Рылов в своих воспоминаниях. Картину купил Павел Третьяков, сейчас она находится в собрании Третьяковской галереи (ГТГ).

Через два года художник создает «Зеленый шум», название предложено коллегой Константином Богаевским. Увидев картину первый раз, он процитировал стихотворение Некрасова с таким названием. Поэт рассказывает о неверной жене и гуманном муже, а совсем не о природе. Так и картина Рылова с шумящей молодой листвой - предчувствие перемен, которые скоро принесет ХХ век.

Рядом с «Зеленым шумом» выставлен небольшой этюд «Красный домик (Моя мастерская)», напоминающий, конечно не буквально, раннего Кандинского. Как знать, кем стал бы Рылов, если бы чаще ездил в Европу. Картина «Смельчаки» - два гребца на утлой лодке, попавшие в шторм, напоминает символистские работы Николая Рериха, однокашника Рылова по мастерской Куинджи и соратника по преподаванию в Обществе поощрения художеств.

Лучшим доказательством того, что Рылов не был пейзажистом в традиционном понимании, могла бы стать его главная картина - «В голубом просторе» (1918). Кроме чаек и синего неба, которые первыми бросаются в глаза, Рылов пишет на горизонте романтический парусник, которых не было в начале ХХ века. Их давно сменили пароходы. Но Рылову важно показать символ надежды, возможно, наивный: революционные бури стихнут и жизнь наладится.

Увы, эта картина из Третьяковской галереи в Петербург не приехала: до октября она находится в Казани на выставке «Гений века», составленной из шедевров ГТГ. Говорят, что обсуждался вариант отложить показ Рылова и дождаться «Простора». Музей решил не ломать свой выставочный график, и напрасно.

Нет и другой знаковой рыловской картины из ГТГ - «Трактор на лесных работах». Это попытка художника совместить былинное изображение зимнего леса и пропаганду успехов социалистического строительства. Без этих полотен нарушается логика выставки, четко прослеживаемая в каталоге. Множество лесных пейзажей выглядят монотонно, картина «Ленин в Разливе в 1917 году» кажется случайной и необязательной. Иллюстрации к сказкам Виталия Бианки с дятлами, пчелами и куницами заслоняют драму художника, вынужденного в 1930-е годы трудиться на «вести из леса». И тогда становится незаметной горькая ирония старого художника, изобразившего себя за кормлением белки.

#Русский музей #выставка #Рылов

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.