За гранью грань

Что может стать любимым занятием врача по образованию, компьютерного графика и программиста по профессии? Ответ Александра Николенко — живопись. «Грани» — так назвал художник свою выставку в центре «StArtАкадемия» (ул. Ломоносова, 1).

За гранью грань |





Николенко выпустился из медицинского института с твердым намерением делать серьезную научную карьеру. Он стал научным сотрудником знаменитого Института мозга человека РАН. По собственным воспоминаниям, сутками засиживался в лаборатории за томографом.

Но в самом начале девяностых зарплата ученого не позволяла элементарно выживать. Александр занялся компьютерной графикой и анимацией, работал в изданиях, рассказывающих об Интернете, который тогда в России только начинался.

В 1999 году Николенко возглавил отдел новейших электронных технологий ГРМ. Для скорейшего продвижения проекта «Виртуальный мир Русского музея», которым руководил Николенко, надо было создать эффектную презентацию возможностей новых компьютерных, 3D- и мультимедиатехнологий. В том числе технологий виртуальной реальности, сделать интерактивным само музейное пространство.

Николенко говорит, что презентация, включающая цифровые репродукции двух картин Василия Поленова — «Бабушкин сад» и «Московский дворик», была создана за два месяца. Произведения подбирались не случайно. В этом уголке старой Москвы художник создавал картины и жил по соседству — из окон его дома открывался вид, который стал основой для знаменитого «Московского дворика». Зритель плавно «входит» в «Бабушкин сад», проходит через калитку в «Московский дворик» и, совершив круговой обзор, во время которого видит изображение дома, где жил художник, «выходит».

Потом был еще один «вход в живописное полотно». Команда Николенко взяла картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Федора Алексеева. Зритель «влетает» в картину, перед ним открывается вид набережных Невы в последние годы XVIII века, он совершает «облет» центра Петербурга и покидает виртуальное пространство. Со временем в памяти посетителей музея и тех, кто знаком с его мультимедийными проектами, с «входом в картину» стала ассоциироваться вся программа «Виртуальный мир Русского музея».

Позднее были другие проекты и другие музеи, но в последние годы Николенко стал рисовать рукой, а не мышкой, заинтересовался метафизическим реализмом. Изображая простые предметы, он передает зрителю ощущение пребывания на грани: овеществленного и чувственного, гармонии и диссонанса. Отсюда и название выставки.

В натюрморте «Арабика» рядом с кофейником и сахарницей помещена не кофейная чашка, а восточная пиала. Налицо диссонанс, но ритм картины требует именно такого, более спокойного, сосуда.

В «Равновесии» (на снимке) кроме обычных предметов для натюрморта — бутылки и бокала изображена курительная трубка. Очевидна отсылка к Магритту и его картине «Это не трубка» с изображением именно трубки. Мир современного человека становится еще неопределеннее, еще обманчивее, чем во времена бельгийского классика прошлого века.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...