За гранью грань

Что может стать любимым занятием врача по образованию, компьютерного графика и программиста по профессии? Ответ Александра Николенко — живопись. «Грани» — так назвал художник свою выставку в центре «StArtАкадемия» (ул. Ломоносова, 1).

За гранью грань |





Николенко выпустился из медицинского института с твердым намерением делать серьезную научную карьеру. Он стал научным сотрудником знаменитого Института мозга человека РАН. По собственным воспоминаниям, сутками засиживался в лаборатории за томографом.

Но в самом начале девяностых зарплата ученого не позволяла элементарно выживать. Александр занялся компьютерной графикой и анимацией, работал в изданиях, рассказывающих об Интернете, который тогда в России только начинался.

В 1999 году Николенко возглавил отдел новейших электронных технологий ГРМ. Для скорейшего продвижения проекта «Виртуальный мир Русского музея», которым руководил Николенко, надо было создать эффектную презентацию возможностей новых компьютерных, 3D- и мультимедиатехнологий. В том числе технологий виртуальной реальности, сделать интерактивным само музейное пространство.

Николенко говорит, что презентация, включающая цифровые репродукции двух картин Василия Поленова — «Бабушкин сад» и «Московский дворик», была создана за два месяца. Произведения подбирались не случайно. В этом уголке старой Москвы художник создавал картины и жил по соседству — из окон его дома открывался вид, который стал основой для знаменитого «Московского дворика». Зритель плавно «входит» в «Бабушкин сад», проходит через калитку в «Московский дворик» и, совершив круговой обзор, во время которого видит изображение дома, где жил художник, «выходит».

Потом был еще один «вход в живописное полотно». Команда Николенко взяла картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Федора Алексеева. Зритель «влетает» в картину, перед ним открывается вид набережных Невы в последние годы XVIII века, он совершает «облет» центра Петербурга и покидает виртуальное пространство. Со временем в памяти посетителей музея и тех, кто знаком с его мультимедийными проектами, с «входом в картину» стала ассоциироваться вся программа «Виртуальный мир Русского музея».

Позднее были другие проекты и другие музеи, но в последние годы Николенко стал рисовать рукой, а не мышкой, заинтересовался метафизическим реализмом. Изображая простые предметы, он передает зрителю ощущение пребывания на грани: овеществленного и чувственного, гармонии и диссонанса. Отсюда и название выставки.

В натюрморте «Арабика» рядом с кофейником и сахарницей помещена не кофейная чашка, а восточная пиала. Налицо диссонанс, но ритм картины требует именно такого, более спокойного, сосуда.

В «Равновесии» (на снимке) кроме обычных предметов для натюрморта — бутылки и бокала изображена курительная трубка. Очевидна отсылка к Магритту и его картине «Это не трубка» с изображением именно трубки. Мир современного человека становится еще неопределеннее, еще обманчивее, чем во времена бельгийского классика прошлого века.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.