За гранью грань

Что может стать любимым занятием врача по образованию, компьютерного графика и программиста по профессии? Ответ Александра Николенко — живопись. «Грани» — так назвал художник свою выставку в центре «StArtАкадемия» (ул. Ломоносова, 1).

За гранью грань |





Николенко выпустился из медицинского института с твердым намерением делать серьезную научную карьеру. Он стал научным сотрудником знаменитого Института мозга человека РАН. По собственным воспоминаниям, сутками засиживался в лаборатории за томографом.

Но в самом начале девяностых зарплата ученого не позволяла элементарно выживать. Александр занялся компьютерной графикой и анимацией, работал в изданиях, рассказывающих об Интернете, который тогда в России только начинался.

В 1999 году Николенко возглавил отдел новейших электронных технологий ГРМ. Для скорейшего продвижения проекта «Виртуальный мир Русского музея», которым руководил Николенко, надо было создать эффектную презентацию возможностей новых компьютерных, 3D- и мультимедиатехнологий. В том числе технологий виртуальной реальности, сделать интерактивным само музейное пространство.

Николенко говорит, что презентация, включающая цифровые репродукции двух картин Василия Поленова — «Бабушкин сад» и «Московский дворик», была создана за два месяца. Произведения подбирались не случайно. В этом уголке старой Москвы художник создавал картины и жил по соседству — из окон его дома открывался вид, который стал основой для знаменитого «Московского дворика». Зритель плавно «входит» в «Бабушкин сад», проходит через калитку в «Московский дворик» и, совершив круговой обзор, во время которого видит изображение дома, где жил художник, «выходит».

Потом был еще один «вход в живописное полотно». Команда Николенко взяла картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Федора Алексеева. Зритель «влетает» в картину, перед ним открывается вид набережных Невы в последние годы XVIII века, он совершает «облет» центра Петербурга и покидает виртуальное пространство. Со временем в памяти посетителей музея и тех, кто знаком с его мультимедийными проектами, с «входом в картину» стала ассоциироваться вся программа «Виртуальный мир Русского музея».

Позднее были другие проекты и другие музеи, но в последние годы Николенко стал рисовать рукой, а не мышкой, заинтересовался метафизическим реализмом. Изображая простые предметы, он передает зрителю ощущение пребывания на грани: овеществленного и чувственного, гармонии и диссонанса. Отсюда и название выставки.

В натюрморте «Арабика» рядом с кофейником и сахарницей помещена не кофейная чашка, а восточная пиала. Налицо диссонанс, но ритм картины требует именно такого, более спокойного, сосуда.

В «Равновесии» (на снимке) кроме обычных предметов для натюрморта — бутылки и бокала изображена курительная трубка. Очевидна отсылка к Магритту и его картине «Это не трубка» с изображением именно трубки. Мир современного человека становится еще неопределеннее, еще обманчивее, чем во времена бельгийского классика прошлого века.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?