За бронею не видно людей. Рецензия на фильм «Несокрушимый»
На экраны вышел новый фильм «Несокрушимый». В центре сюжета - один из эпизодов Великой Отечественной войны.
После просмотра новой ленты о подвиге экипажа советского танка «КВ-1» поневоле думаешь о том, что каждый должен заниматься своим делом. И если ты организуешь съемки фильма на историческую тему, то стоит позаботиться о достоверности фактов и точности деталей военного быта и баталий с врагом. Проблема эта решается с помощью консультантов и чтения соответствующей литературы.
Во время просмотра нового фильма режиссера Константина Максимова и продюсера Ольги Погодиной возникают постоянные вопросы. Например, почему реальное событие битвы танка «КВ-1» под командованием Семена Коновалова перенесено с лета 1942 года на осень? И о каком наступлении на юге могла идти речь, если наши в это время бились за Сталинград, а свой подвиг танкисты совершили под Ростовом? Не говоря уже о том, что к этому времени выпуск танков данной модели был прекращен...
Впрочем, судя по всему, на съемочной площадке командовал не режиссер Константин Максимов, создатель сериала про Маргариту Назарову, а дамский коллектив во главе с продюсером и актрисой Ольгой Погодиной (женщины здесь и сценаристы, и оператор, и художник), которая отвела себе в проекте и главную женскую роль - жены капитана Коновалова. Выглядит эта женщина гламурно и страдательно. Об их супружеских отношениях с главным героем в исполнении артиста Андрея Чернышова зрители узнают только к середине картины. Вот и остается актеру незавидная участь - скрывать свои чувства к супруге да поигрывать желваками, изображая крутой характер.
В «Несокрушимом» наблюдается странный сюжетный диссонанс, когда человеческие характеры и судьбы отодвигаются на второй план, а иногда и вовсе ставятся в ситуации, невозможные в условиях военного времени и армейской дисциплины. За публичную драку капитана Коновалова и неприятного (поначалу) замполита батальона (Сергей Горобченко) командир полка должен был как минимум отправить драчунов под арест (см., например, фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»), как максимум - под трибунал или в штрафбат. Тем более время это было весьма сложное и трагическое для нашей армии.
Люди «обслуживают» главных персонажей фильма - танки «КВ-1», чье преимущество в боевых действиях заключалось только в одном - непробиваемой лобовой броне каждой боевой машины. И это достоинство демонстрируется на протяжении практически всей картины. Такое ощущение, что знания и представления о том, зачем нужны танки на войне, создателями фильма почерпнуты из популярной компьютерной игры. Именно в ее стилистике и решен центральный эпизод фильма - сцена боя с превосходящими танковыми силами противника. Все просто: бороздят танки перепаханное русское поле, стреляют кто как умеет. Снова бороздят, затем снова - стреляют...
Конечно, авторы фильма понимают, что экранизация популярных компьютерных «стрелялок» может быстро наскучить публике. Вот и идут в ход сцены гибели некоторых героев и, конечно, «слезотворящие» сцены любовных объяснений сурового капитана-танкиста с супругой Павлой Чумак (так именуют в картине главную героиню). А уж финальный проход героя с раненой женой на руках - это и вовсе апофеоз мелодрамы с военным уклоном, коей по жанровой сути и является фильм «Несокрушимый».
После просмотра невольно вспоминаешь прежние ленты на схожие сюжеты - «Жаворонок», «На войне как на войне», «Экипаж машины боевой», «Парень из нашего города» и фильм «Огненная дуга» из эпопеи «Освобождение». В них броня и гусеницы не мешали зрителям увидеть людей, воюющих в грозных машинах. А нынче мы получили несокрушимый танк, ставший историей, и весьма приблизительное изображение тех, кто был рядом с ним или внутри его. А ведь реальный подвиг Коновалова заключался не только в количестве подбитых танков и уничтоженных орудий, но еще и в том, что он после того славного боя выходил из окружения и вышел-таки. И продолжил сражаться с фашистами. Вот это реальная драма командира, потерявшего в бою свой экипаж.
Впрочем, похоже, что наши кинематографисты не остановятся в создании летописи подвигов танкистов. На очереди - создание фильма о лучшем среднем танке времен Великой Отечественной - легендарном «Т-34». Но это, видимо, будет совсем иная история, ибо его тактико-технические характеристики совсем иные, чем у «КВ-1».
Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова.
И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (6313) от 01.11.2018 под заголовком «За бронею не видно людей».




Комментарии