2Vtzqv4Hz9U

За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых

Великий князь и большой полководец, одержавший победы в таких важных сражениях, как Невская битва и Ледовое побоище... Об этих двух ипостасях Александра Невского повествуют летописцы Древней Руси. Но Александр Ярославич прославлен еще в одном звании – он святой Русской православной церкви, имя которого носят сотни храмов в России и во всем мире.

За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Как князь и полководец стал святым, почему канонизирован, об этом в своей книге рассказывает кандидат богословия, священник петербургского храма святителя Петра митрополита Московского Дмитрий Пономарев. Его книга так и называется: «Александр Невский. Почему великого князя мы почитаем святым?».

Вместе со служением в храме я также преподаю в лицее № 299 Фрунзенского района предмет «Основы православной культуры». В год 800-летия великого князя этот вопрос – на уроках в лицее, в беседах с прихожанами – возникал не раз. А я такой человек, что всегда хочу дойти до самой сути. Поэтому мы с отцом Артемием, настоятелем нашего храма, и посчитали: если вопрос есть, надо постараться на него ответить. Скажу сразу: кроме того что человек, которого хотят канонизировать, должен обладать определенными духовными качествами, святым его должны признать в первую очередь люди. Если они приходят на его могилу с молитвами, если получают утешение и помощь – это главное свидетельство святости, которое уже затем узаконит чином канонизации Православная церковь, – говорит автор книги.

С Александром Невским так и произошло. Когда митрополит Кирилл объявил о кончине князя, сказав при этом: «Закатилось солнце Земли русской», народ выдохнул: «Ужо погибаем». К могиле князя, к мощам его люди шли с первых дней кончины Александра Ярославича. Это сейчас некоторые любители «альтернативной истории» могут назвать Невского своего рода коллаборационистом, который, будучи великим полководцем, не пошел биться с мечом против монголов и Великой степи, а поехал к Батыю договариваться о выплате дани. В те же времена народ понимал смертельную угрозу нашествия монголов. Напомним: до битвы на Куликовом поле, когда Орда ослабла, а Русь поднялась, от года смерти Александра Невского оставалось еще более ста лет.

Даже если Александр Невский сумел бы собрать объединенное войско от всех русских княжеств, оно насчитывало бы 7 – 8 тысяч воинов. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников. Князь был великим полководцем, его величие еще и в том, что он понимал неизбежность поражения в подобном противостоянии, а вслед за этим – полного разграбления и физического уничтожения Руси. Именно это надо понимать: Руси бы больше не было. И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение – две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь, – рассказывает Дмитрий Пономарев.

Икона XXI века. Фото Алены ВИНКЛЕР

Обороняя Русь с запада, нанося поражения шведам и рыцарям Тевтонского ордена, полководец Александр Невский раз за разом едет на поклон к Батыю в Орду. Каждый такой визит – испытание неделями и месяцами. Главным посылом таких поездок было спасти русские города от разграбления и, что не менее важно, – защитить Православную церковь. Ведь на всех завоеванных землях монголы обращали народы в свою веру. Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского. При этом мало кто знает, что почти все свои личные средства князь тратил на выкуп в Орде русских пленных.

В последний, шестой, приезд князя в Орду решался особо важный вопрос – о поставке русских воинов в ряды монголов. Кроме материальной дани Орда теперь требовала и такую, так называемую дань кровью. Александр Ярославич договаривался о том, чтобы русичи не воевали в войске монголов, не проливали за них свою кровь. Выехав из Орды, великий князь сильно занемог. Его посольство остановилось в Городце-на-Волге. Здесь, в Федоровском монастыре, умирающий князь принял монашеский постриг с именем Алексий.

Такая благочестивая традиция была в те времена. Постриг в монашество и тогда, и сейчас — это «смерть» человека, уход от мирской жизни к служению Богу. Поэтому, предчувствуя близкую кончину, в Средневековье люди принимали монашество, оставляя все мирское за пределами этого чина. Тело князя перевезли в Рождественский монастырь города Владимира. Было составлено его житие, причем со слов очевидцев – участников его походов, известных сражений. К раке с мощами князя в Рождественском монастыре приходили сотни паломников. В 1381 году, через несколько месяцев после того, как русское воинство сразилось с Ордой на Куликовом поле, митрополит Киприан открыл мощи князя для всеобщего поклонения. Многие тогда считали, что святой помог своему праправнуку Дмитрию Донскому одержать победу. Таким образом его уже прославили в лике святых, но пока только во Владимире. При Иване Грозном собор Русской православной церкви причислил князя Александра Невского к лику святых уже на всероссийском уровне, – поясняет отец Дмитрий.

Это было большим событием: к тому времени во всей Руси было признано лишь 19 святых, позднее процесс канонизации принял более масштабный характер, особенно в конце ХХ века. Сегодня, к примеру, только в Псковской, не самой большой, епархии прославлены 67 святых.

#книга #писатель #Александр Невский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7007) от 10.09.2021 под заголовком «За землю русскую, за веру».


Комментарии