За кадром театральной постановки: за что отвечает помощник режиссера

В команду театра, как известно, входят не только артисты, но и работники гримерного, костюмерного, реквизиторского цехов, звукоинженеры, осветители, монтировщики, люди многих других профессий. И если сравнить этот коллектив с оркестром, то в роли дирижера окажется… Нет, не режиссер, а его помощник, помреж. О том, за что конкретно отвечает в театре представитель этой профессии, о партитуре, которую он пишет для каждой постановки, об опасностях и радостях своей работы нашему обозревателю Дине ГИН рассказывает Светлана БОРОВСКАЯ, помощник режиссера в Театре юных зрителей имени А. А. Брянцева.

За кадром театральной постановки: за что отвечает помощник режиссера  | ФОТО Paolo Chiabrando on Unsplash

ФОТО Paolo Chiabrando on Unsplash

— Светлана, каковы ваши основные обязанности?

— Если коротко — коммуникация всех служб сцены. Начиная с первой встречи артистов с режиссером, знакомства с пьесой и до выпуска спектакля, который потом я же буду вести.

Кроме помощников режиссера у нас в штате есть ассистент режиссера. И на репетициях мы работаем втроем — режиссер, ассистент и помощник. Ассистент запоминает все режиссерские, актерские, творческие моменты. Мы же фиксируем, на какую реп­лику кто и куда пошел, что поехало, что включилось или выключилось, какой нужен реквизит. Все это вносится в партитуру спектакля.

— Можете ли вы подсказать артисту текст, если он забыл его?

— На репетициях, конечно, иногда подсказываю текст, но я не люблю это делать. У меня куча своих дел, на которых нужно сосредоточиться. Мы должны точно и оперативно фиксировать все режиссерские указания. Мы можем подсказать артисту, что он должен делать на ту или иную ­реплику, но ни в коем случае не вмешиваемся в творческий процесс. Иногда актер делает паузу, и ты подумаешь, что он забыл, подскажешь текст, собьешь его…

— Именно помощник режиссера дает звонки перед началом спектакля?

— Да. Моя обязанность — обес­печить готовность всех служб, проверить, все ли на месте, правильно ли разложен реквизит, выставлена декорация… Я должна точно знать, где что должно стоять или лежать, и каждый раз перед началом спектакля я «принимаю сцену». Если кто‑то что‑то потерял, произошел какой‑то технический сбой, нужно очень быстро среагировать, помочь разрешить проблему… Если все в порядке, я даю звонки.

— У помощника режиссера есть свой пульт…

— Да, это коммуникационный пульт. В гримерки проведена трансляция. Перед началом спектакля беру микрофон и говорю: «Здравствуйте!». Меня слышат и артисты, и работники цехов.

Самая главная связь на пульте — с машинистом сцены. В ходе спектакля я даю ему команды, что нужно поднимать или опус­кать, крутить… После каждой ­реплики (а это могут быть не только слова, но и жест, свет, звук) я говорю, что сейчас мы будем делать. Он отвечает: «Я готов». Я командую: «Поехали!».

— Где находится ваш пульт?

— В большинстве театров пульт помощника режиссера находится в кулисе или в ложе (как, например, в БДТ). Там, откуда видно всю сцену. У нас в ТЮЗе это невозможно, потому что сцена круглая. Если ты войдешь в кулису, то не увидишь, что на сцене творится. Поэтому у нас пульт находится на противоположном от сцены конце зала, рядом с осветительским. Так мы видим сцену вживую.

— Важно видеть все именно вживую? Монитор — не вариант?

— Сцена — всегда зона повышенной опасности. Чем больше театр, чем лучше он оснащен, тем опаснее. У нас много машинерии: поднимаются и опускаются штанкеты, крутится поворотный круг, есть люки-провалы, плунжеры (подымающиеся части сцены). И везде работают артисты. Тут нужно быть очень внимательным, чтобы избежать накладок, которые могут привести к травмам. Даже очень качественный монитор может дать расхождение во времени, а разница в полсекунды может оказаться критической.

— Получается, помощнику режиссера нужны крепкие нервы, хорошая память, умение концентрировать свое внимание… Что еще?

— Нужна гибкая психика и любовь к людям, с которыми ты работаешь, потому что бывают всякие случаи, режиссеры и артисты нервничают. Нам надо нивелировать все конфликты. А ведь помреж — тоже человек…

— Профессия помощника режиссера некоторым кажется своего рода перевалочным пунк­том, ступенькой на пути к какой‑то более яркой карьере.

— Есть люди, для которых это перевалочный пункт, но они долго не выдерживают, уходят, потому что это очень нервное занятие. Нужно очень любить его, чтобы получать удовольствие, а не только стресс. Но в нашем театре, в ТЮЗе, все пропитано любовью и доверием друг к другу. Поэтому я здесь и работаю так долго.

— Насколько долго?

— Я отработала здесь восемь лет, потом на семь сезонов ушла в БДТ, но была рада вернуться в ТЮЗ — «домой». Сейчас я здесь четвертый сезон.

— Где вы учились вашей профессии?

— Помощников режиссера нигде не учат. Может быть, когда‑нибудь потом такой институт возникнет, а пока человек просто понимает, что хочет быть в театре, но не на сцене… Я, например, начинала в театре «Суббота», куда пришла сразу после школы. Моя коллега Анна Агапова — с 17 лет в ТЮЗе…

— Сколько в ТЮЗе помощников режиссера?

— Сейчас нас пять человек. Каждый спектакль выпускают два помощника режиссера, чтобы один мог заменить другого в случае необходимости. Детские спектакли знают и могут провести три или четыре человека.

— Какие спектакли ТЮЗа — самые сложные для вас?

— Сейчас очень сложных нет. Была «Сказка о царе Салтане», в которой режиссер задействовал всю нашу машинерию. Пос­ле каждой реплики на сцене что‑то крутилось, ехало… Мы с Аней Агаповой вели этот спектакль по очереди — одна утром, другая вечером, и никогда по два подряд, потому что это было очень тяжело, нервно.

Сложные спектакли получаются, если режиссер относится к технической части как к игрушке, если машинерия становится главным действующим лицом. По мне, лучше режиссер, который работает с артистами…

— Вы успеваете взглянуть на спектакли, которые ведете? Они трогают вас?

— Нельзя смотреть со стороны, как зритель. Ты выполняешь свою работу. Но, конечно, спектакль, на котором работаешь, не трогать не может. Нет такого, чтобы ты пришел и отработал, как робот. Становишься участником общего дела, и это очень важно. Ты — часть творческого процесса, все равно сопереживаешь.


#театр #профессия #Помреж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7592) от 30.01.2024 под заголовком «Помреж — тоже человек».


Комментарии