Во дворце на Мойке можно побывать «В гостях у Юсуповых»
Выставка «В гостях у Юсуповых», открывшаяся в Римском зале знаменитого дворца на Мойке, посвящена теме театра в судьбах представителей известного дворянского рода.
Этот портрет Феликса Юсупова широкой публике неизвестен. Его приобрел на аукционе коллекционер Михаил Карисалов. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
«Иногда я доходил до театра. Забирался в ложу для почетных гостей и воображал, что сижу на спектакле, что лучшие артисты поют и танцуют для меня одного. Я представлял себя прапрадедом князем Николаем и полновластным хозяином Архангельского. Порой сам поднимусь на сцену и пою, будто для публики. Иногда до того забудусь, что думаю, меня слушают, затаив дыхание. Очнусь - смеюсь над собой, и в то же время грустно, что чары рассеялись», - князь Феликс Юсупов вспоминает, что всегда был страстным театралом.
С Николая Юсупова-старшего, назначенного Екатериной Второй в конце XVIII века директором Императорских театров, и начинается выставка. «Можно сказать, князь Николай - основатель русской сцены, устоявшей вопреки всем историческим потрясениям. В России рухнуло все, кроме нее», - пишет Феликс Юсупов о своем прапрадеде.
В витрине - принадлежащие этому блистательному вельможе кафтан и камзол стиля рококо нежно-зеленого цвета, шитые золотом, с множеством пуговиц, каждая из которых - маленькое произведение декоративно-прикладного искусства. Костюм предоставлен для выставки ГМЗ «Петергоф».
- Мы очень благодарны коллегам, которые поделились с нами своими сокровищами, - говорит Ирада Вовненко, куратор выставки, руководитель внешних связей и культурных проектов Юсуповского дворца.
На выставке можно увидеть, например, скрипки работы знаменитых итальянских мастеров и французское фортепиано, принадлежавшее Николаю Юсупову-младшему. Фортепиано, недавно отреставрированное, предоставлено Музеем театрального и музыкального искусства.
- Все в роду Юсуповых имели музыкальное образование, любили театр. Николай Борисович Юсупов-младший был одаренным музыкантом. Он даже получил специальное образование - свидетельство тому диплом Римской музыкальной академии, который вы видите здесь, - рассказывает Ирада Вовненко.
Следующий раздел - о последних представителях рода. Старший сын княгини Зинаиды Николаевны и графа Феликса Сумарокова-Эльстон Николай трагически погиб на дуэли - из-за красавицы Марины Гейден, дочери генерал-губернатора Гельсингфорса, в которую был страстно влюблен. Об этой романтической и трагической истории любви, многократно описанной и в исторических исследованиях, и в дамских романах, напоминают дуэльные пистолеты из Военно-исторического музея, а также платья в стиле модерн из частного собрания Натальи Костригиной и две пары атласных туфелек.
Хотите верьте, хотите нет, но трагическая смерть Николая многими объясняется древним проклятьем рода Юсуповых. Согласно ему, в каждом поколении остаться в живых сможет только один сын, а если родятся больше, остальные умрут до 26 лет. Так и случилось: два сына Зинаиды Николаевны умерли маленькими, Николай погиб на дуэли в возрасте 25 лет. Остался только Феликс, которому суждено было сыграть важную роль в истории Российской империи. Он убил Григория Распутина, потерял после революции большую часть несметных богатств, эмигрировал и больше никогда не увидел Россию. И прожил до 80 лет в относительном благополучии.
Конечно, именно Феликс Юсупов - главный магнит притяжения на этой выставке.
Многие помнят портрет юного князя кисти Валентина Серова, художник запечатлел Феликса вместе с любимым бульдогом. Портрет хранится в Русском музее и доступен для обозрения.
А в Юсуповском вы увидите портрет князя, который до недавнего времени был недоступен широкой публике. Он предоставлен коллекционером Михаилом Карисаловым, который купил портрет на одном из аукционов. Как рассказала Валентина Набок, руководитель отдела учетно-хранительской работы Юсуповского дворца, портрет выставляется впервые:
- Сам Феликс Юсупов считал этот портрет неудачным, имя художника в мемуарах даже не упоминает, пишет только, что «прогнал его». Князя можно понять. Но мы выставляем портрет, потому что он интересен как взгляд иностранного художника на русского князя с татарскими корнями. Здесь присутствуют все штампы, какие только существовали. Феликс изображен в шитом золотом кафтане с соболиным воротником, в золотых сапогах с загнутыми носами, рядом с ним - борзая, в углу картины - золотые купола, фоном - грозовые тучи, словно предвещающие гибель Российской империи...
Но самому Феликсу портрет не понравился не только из-за бездарности художника, находящегося в плену стереотипов. Вот что он пишет в своих мемуарах: «Некий голландский художник, как говорили, гений, заочно написал мой портрет, и якобы получился вылитый я. Я заинтересовался и пошел посмотреть. «Гений» этот мне сразу не понравился. Портрет тоже. Нет, верно, на портрете в бледном субъекте на фоне грозового неба какое-то сходство и было. Но от субъекта исходило что-то сатанинское».
Художник, может, и невеликого таланта, но отблеск чего-то демонического в обольстительно-красивом князе улавливали многие. Балерина Анна Павлова, как он сам вспоминает, говорила ему: «Феликс, у тебя в одном глазу Бог, в другом - черт».
И добавляет: «Она понимала меня». Балерину и князя в течение многих лет связывала нежная дружба.
«Я встречался с ней ранее в Петербурге, но тогда мал был еще оценить ее. В Лондоне я увидел ее в «Лебедином озере» и был потрясен. Я забыл Оксфорд, учебу, друзей. День и ночь думал я о бесплотном существе, волновавшем зал, зачарованный белыми перьями и кровавым сверкавшим сердцем рубина. Анна Павлова была в моих глазах не только великой балериной и красавицей, а еще и небесной посланницей!», - читаем в мемуарах.
- У Феликса Юсупова и Анны Павловой была одна интересная история. Князь, оказавшись в эмиграции в 1918 году в Лондоне, решил устроить там благотворительный бал в поддержку русских беженцев. И, конечно, он по привычке делал все с широким размахом, однако все его богатство осталось в России и денег не хватало. Тогда он в качестве спонсора и привлек Анну Павлову. «Синий бал» состоялся в 1920 году в «Альберт-холле», - рассказала Валентина Набок.
Оформил залы русский художник и архитектор Андрей Белобородов, знакомый князя еще со времен Петербурга. Вот что пишет про этот великолепный бал Феликс Юсупов: «Фантазия художника превратила старый зал в волшебный сад. Синие ткани покрывали орган и обвивали ложи, скрепляясь гирляндами чайных роз. Розы аркою окаймляли сцену, а голубые гортензии падали каскадом по стенам зала... В полночь бал сменился балетом. Овацией встретили Павлову, синей птицей слетевшую с позолоченной крыши пагоды в середке сцены».
Великой балерине, которая, кстати, дебютировала в домашнем театре Юсуповых, посвящена финальная часть выставки. Здесь выставлены ее фотографии, сценический костюм для «Русского танца» на музыку Петра Чайковского, кокошник, слепок ноги... А также сервиз ручной росписи с изображениями балерины, выполненный в единственном экземпляре главным художником Императорского фарфорового завода Нелли Петровой. Будет ли он тиражироваться - пока не решено.
Тарелки столь прекрасны, что мысль есть с них кажется кощунственной. Разве что воздушный десерт «Павлова» - украшенный фруктами торт-безе?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6317) от 08.11.2018 под заголовком «Юсуповы на сцене истории».
Комментарии