Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, Гватемала и Тайвань.

Юность покоряет олимп в Петербурге | Иллюстрация Dmitry Kalinovsky/shutterstock.com

Иллюстрация Dmitry Kalinovsky/shutterstock.com

Несмотря на свой возраст, этот фестиваль продолжает сохранять юношеский азарт. Меломаны ждут его с нетерпением, чтобы узнать новые имена, уловить исполнительские тенденции, услышать новых виртуозов и просто очень хороших музыкантов, замеченных интернациональными жюри по самым разным специальностям - от вокала до ударных.

Когда сопрано из Гватемалы поет по заветам Каллас, начинаешь стремительно понимать, какой нераскрытый, точнее, постепенно раскрываемый, исполнительский ресурс кроется в странах, о которых прежде не думали как о «поставщиках» исполнителей богатейшей одаренности на главные сцены мира. Речь идет уже не о Корее и Китае с традиционно высоким процентом детей и молодежи, одержимых желанием заниматься классической музыкой, - это прошедшая волна. Речь о более экзотических вариантах, которые сегодня все активнее берутся в оборот агентами, к примеру, в оперных театрах. Тут и начинаешь задумываться, как обновится оперное искусство, если откроет возможности образования для народов с богатыми от природы голосами. А таких на земле немало.

Впрочем, сегодня в оперных афишах уже немало таких редких имен и фамилий. Адриана Гонсалес исполнила несколько песен Рихарда Штрауса с такой глубокой прочувствованностью слов и нот, какой могла бы восхититься сама Элизабет Шварцкопф. Полнозвучное, объемное, полетное, тембрально насыщенное лирическое сопрано с драматическим потенциалом - ее голос в сложном камерном репертуаре обращался в равной степени и к интеллекту, и к сердцу слушателей. Штрауса сегодня поют и гораздо меньшими голосами, но Адриана показала, как умело настроенный большой голос расцвечивает музыкальную философию этой немецкой лирики. Правда, ей не совсем помогал оркестр Капеллы (под управлением еще одного лауреата - испанца Диего Мартин-Эчебаррия), как будто на ощупь вычитывавший текст партитуры. Молодая певица явила и свою оперную стать в хорошо знакомых оперных ариях из «Русалки» Дворжака и «Ромео и Джульетты» Гуно.

В том же концерте выступил итальянский гитарист Андреа де Витис с Аранхуэсским концертом Хоакино Родриго. Мастер гитарных колоратур де Витис сыграл этот концерт таким нежным звуком, что тот слегка терялся в зале Капеллы и больше напоминал встречу в аристократическом салоне. Миниатюрная 10-летняя британская скрипачка Лея Чжу блистательно сыграла образ вундеркинда в Первом концерте ре мажор Паганини, завалив россыпями виртуозных каденций и прочей коллекцией технических сложностей. Но в кантиленных эпизодах чудо-ребенку не хватало интонационной ровности. Еще одна победительница международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» 10-летняя москвичка Софья Тюрина покорила олимпийским спокойствием в исполнении Концерта ля минор для гобоя с оркестром Вивальди, показав, что игра на духовых - прерогатива не только юношей.

Благостную классико-романтическую атмосферу программы взорвала стихия ударных в сочинениях Ксенакиса и Гамильтона, где солистом выступил Эмиль Куюмкуян, исполнитель турецко-хорватского происхождения. Петербуржец Дмитрий Смирнов порадовал своим музыкантским ростом в Концерте ре мажор Стравинского, где вместе с АСО Филармонии под управлением немца Никласа Хоффмана, лауреата конкурса Донателлы Флик, им удалось передать азарт и непредсказуемость игры в классицистско-барочные модели.

Пианистка Елизавета Ключерева, вероятно, родилась под счастливой звездой. Ей пришлось заменить в финальном концерте заболевшего чешского скрипача Лукаша Вондрачека и исполнить Второй концерт Рахманинова. Елизавета предоставила нечастую возможность услышать спокойную, вдумчивую, зрелую интерпретацию этого заигранного хита, вернув ему первоначальные смыслы.

В этом же концерте фестивальный резидент Эйюб Кулиев посвятил исполнение «Грустного вальса» Сибелиуса памяти виолончелиста Анатолия Никитина, отца президента фонда «Музыкальный олимп» Ирины Никитиной, воспитавшего плеяду ленинградско-петербургских виолончелистов.

#«Музыкальный олимп» #международный #фестиваль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?