Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, Гватемала и Тайвань.

Юность покоряет олимп в Петербурге | Иллюстрация Dmitry Kalinovsky/shutterstock.com

Иллюстрация Dmitry Kalinovsky/shutterstock.com

Несмотря на свой возраст, этот фестиваль продолжает сохранять юношеский азарт. Меломаны ждут его с нетерпением, чтобы узнать новые имена, уловить исполнительские тенденции, услышать новых виртуозов и просто очень хороших музыкантов, замеченных интернациональными жюри по самым разным специальностям - от вокала до ударных.

Когда сопрано из Гватемалы поет по заветам Каллас, начинаешь стремительно понимать, какой нераскрытый, точнее, постепенно раскрываемый, исполнительский ресурс кроется в странах, о которых прежде не думали как о «поставщиках» исполнителей богатейшей одаренности на главные сцены мира. Речь идет уже не о Корее и Китае с традиционно высоким процентом детей и молодежи, одержимых желанием заниматься классической музыкой, - это прошедшая волна. Речь о более экзотических вариантах, которые сегодня все активнее берутся в оборот агентами, к примеру, в оперных театрах. Тут и начинаешь задумываться, как обновится оперное искусство, если откроет возможности образования для народов с богатыми от природы голосами. А таких на земле немало.

Впрочем, сегодня в оперных афишах уже немало таких редких имен и фамилий. Адриана Гонсалес исполнила несколько песен Рихарда Штрауса с такой глубокой прочувствованностью слов и нот, какой могла бы восхититься сама Элизабет Шварцкопф. Полнозвучное, объемное, полетное, тембрально насыщенное лирическое сопрано с драматическим потенциалом - ее голос в сложном камерном репертуаре обращался в равной степени и к интеллекту, и к сердцу слушателей. Штрауса сегодня поют и гораздо меньшими голосами, но Адриана показала, как умело настроенный большой голос расцвечивает музыкальную философию этой немецкой лирики. Правда, ей не совсем помогал оркестр Капеллы (под управлением еще одного лауреата - испанца Диего Мартин-Эчебаррия), как будто на ощупь вычитывавший текст партитуры. Молодая певица явила и свою оперную стать в хорошо знакомых оперных ариях из «Русалки» Дворжака и «Ромео и Джульетты» Гуно.

В том же концерте выступил итальянский гитарист Андреа де Витис с Аранхуэсским концертом Хоакино Родриго. Мастер гитарных колоратур де Витис сыграл этот концерт таким нежным звуком, что тот слегка терялся в зале Капеллы и больше напоминал встречу в аристократическом салоне. Миниатюрная 10-летняя британская скрипачка Лея Чжу блистательно сыграла образ вундеркинда в Первом концерте ре мажор Паганини, завалив россыпями виртуозных каденций и прочей коллекцией технических сложностей. Но в кантиленных эпизодах чудо-ребенку не хватало интонационной ровности. Еще одна победительница международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» 10-летняя москвичка Софья Тюрина покорила олимпийским спокойствием в исполнении Концерта ля минор для гобоя с оркестром Вивальди, показав, что игра на духовых - прерогатива не только юношей.

Благостную классико-романтическую атмосферу программы взорвала стихия ударных в сочинениях Ксенакиса и Гамильтона, где солистом выступил Эмиль Куюмкуян, исполнитель турецко-хорватского происхождения. Петербуржец Дмитрий Смирнов порадовал своим музыкантским ростом в Концерте ре мажор Стравинского, где вместе с АСО Филармонии под управлением немца Никласа Хоффмана, лауреата конкурса Донателлы Флик, им удалось передать азарт и непредсказуемость игры в классицистско-барочные модели.

Пианистка Елизавета Ключерева, вероятно, родилась под счастливой звездой. Ей пришлось заменить в финальном концерте заболевшего чешского скрипача Лукаша Вондрачека и исполнить Второй концерт Рахманинова. Елизавета предоставила нечастую возможность услышать спокойную, вдумчивую, зрелую интерпретацию этого заигранного хита, вернув ему первоначальные смыслы.

В этом же концерте фестивальный резидент Эйюб Кулиев посвятил исполнение «Грустного вальса» Сибелиуса памяти виолончелиста Анатолия Никитина, отца президента фонда «Музыкальный олимп» Ирины Никитиной, воспитавшего плеяду ленинградско-петербургских виолончелистов.

#«Музыкальный олимп» #международный #фестиваль

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.