Юность мчится на велосипеде

Всю зиму в Мюзик-холле продолжаются премьерные показы музыкального спектакля «Веселые ребята-2».

Юность мчится на велосипеде | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Сценическую версию музыкальной комедии Григория Александрова по сценарию Николая Эрдмана на музыку Исаака Дунаевского создал режиссер Виктор Высоцкий. Для него эта постановка – дебют в легком жанре. Прежде он ставил масштабные оперные спектакли для показа под открытым небом на фестивале «Опера – всем». Свой новый спектакль он назвал «вольной фантазией по мотивам известного фильма». Помимо композиций из репертуара легендарного коллектива Леонида Утесова в спектакле звучат редкие записи с джазовых пластинок первой половины ХХ века.

С первых минут зрители попали в музыкальную воронку, и голова закружилась от разных мелодий – как пластинка, которая на протяжении всего действия задавала ритм и меняла мизансцены.

История «Веселых ребят» сегодня выглядит утопией из прошлого. Не только потому, что среди современников не найти ребят, готовых подыгрывать на флейте козам и свиньям, дабы придать смысл их ежедневному выгулу. Режиссер посмеивается не над реалиями того времени, но над нашим к ним отношением: трава была зеленее, небо голубее, солнце теплее! Советский мир 1930-х показан светлым и радостным.

«Веселые ребята» – советский вариант сказки про Золушку, только без волшебства. Никаких тыквы и мышей, все наоборот. Анюта прибежала на бал с веником, а покинула сцену роскошной примой под дружные аплодисменты народа. Домохозяйка может петь в опере, а пастух играть в оркестре. Казалось бы, подобной наивности в современных людях практически не осталось. Однако с некоторых пор наше телевидение ее активно поощряет. Ты, главное, пой, соловушка! И станешь звездой.

Хорошо, что Виктор Высоцкий не стал дополнять приметами нашего времени эту трогательно возвышенную «сказку о потерянном времени». Былое не вернуть... да и не надо! Обидно разве что за исчезнувшие чувства. Сейчас поверить в такую, как в фильме, любовь так же трудно, как признать, что мечты сбываются у всех честных, трудолюбивых и добрых девушек...

В этом спектакле (и в том мире) всех жалеешь и всем симпатизируешь. Даже бедовой певице Леночке (Алена Булыгина-Рудницкая старательно изображала отсутствие голоса и визг), которая так неосмотрительно охмурила молодого пастушка вместо итальянского маэстро. Она так же, как все, как все, как все... отчаянно хотела быть счастливой. Тоска по упущенному счастью отчетливо слышится в музыке. Эта затаенная грусть вдруг оказалась понятна и близка молодым артистам, и потому они сразу же завоевали доверие зрителей. И вряд ли кто-нибудь обращал внимание на погрешности в игре самодельного оркестрика «Веселых ребят».

Второстепенная в фильме роль маэстро Фабрицио Италиано в спектакле превратилась в одну из главных. Синьор был выписан из Ленинграда, чтобы возглавить крымский оркестр, и все рванули на популярный советский курорт вслед за ним (понятно, что сегодня все шутки про Крым воспринимаются в контексте политических событий). Костя Потехин с друзьями, как многие помнят по фильму, трудились пастухами в колхозе. Первое, что увидели ленинградцы в Крыму – лозунги во славу скота («Даешь удой!», «Сознательный скот – наша сила!»). Животных изображали артисты, одетые в китчевые костюмчики; они появлялись неожиданно и вызывали панику в интеллигентских рядах отдыхающих ленинградцев. Артисты в образах «сознательного скота» танцевали и модерн, и буги-вуги, иная коза запросто демонстрировала классический пируэт. Хореограф Антон Дорофеев, выпускник Вагановской академии, и его соавтор француженка Клер Бриант вложили в эти танцевальные номера немало иронии и мастерства.

Два персонажа, которых стоит упомянуть отдельно, – это профессор (Павел Григорьев) и дирижер Фабрицио Итальяно (Николай Погорелов). Один – типичный представитель советского общества, с презабавной картавостью произносящий умные речи, другой – в некотором роде его антипод, человек со стороны, по манерам и облику которого сразу понятно, что не «из наших». Роль дирижера, в фильме второстепенная, здесь одна из самых трудных – маэстро напевает «Сердце красавицы» на разные лады, периодически отплясывает, совершает пляжный выход, становится жертвой строгого «режима пропусков» учреждения культуры, в общем, закаляет советскими реалиями свой избалованный «дольче витой» характер. Режиссеры Виктор Высоцкий и Алла Масловская не дерзнули заставить художественного руководителя Мюзик-холла Фабио Мастранджело все это претерпеть, хотя были и такие задумки.

Солистка петербургского Театра музыкальной комедии Валентина Михайлова в роли Анюты с легкостью брала высокие ноты и показывала достижения петербургской вокальной школы, когда напевала «Соловей мой, соловей», выметая пыль из-под кровати. Солист московской «Геликон-оперы» Михаил Никаноров, он же Костя Потехин, тоже пел безупречно. Судя по всему, требования для артистов были очень серьезные – их выбирал лично Фабио Мастранджело.

«Веселые ребята» пронизаны взаправдашней молодостью и ностальгией по ушедшей юности – той, которая с двумя косичками мчится на велосипеде в надежде вырвать первый поцелуй. Этот спектакль про ребяческое увлечение джазом, которое потом пройдет, но непременно вернется. Кажется, это вообще про детство каждого из зрителей вне зависимости от того, в каком десятилетии они взрослели.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5378) от 16.01.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...