Юность мчится на велосипеде

Всю зиму в Мюзик-холле продолжаются премьерные показы музыкального спектакля «Веселые ребята-2».

Юность мчится на велосипеде | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Сценическую версию музыкальной комедии Григория Александрова по сценарию Николая Эрдмана на музыку Исаака Дунаевского создал режиссер Виктор Высоцкий. Для него эта постановка – дебют в легком жанре. Прежде он ставил масштабные оперные спектакли для показа под открытым небом на фестивале «Опера – всем». Свой новый спектакль он назвал «вольной фантазией по мотивам известного фильма». Помимо композиций из репертуара легендарного коллектива Леонида Утесова в спектакле звучат редкие записи с джазовых пластинок первой половины ХХ века.

С первых минут зрители попали в музыкальную воронку, и голова закружилась от разных мелодий – как пластинка, которая на протяжении всего действия задавала ритм и меняла мизансцены.

История «Веселых ребят» сегодня выглядит утопией из прошлого. Не только потому, что среди современников не найти ребят, готовых подыгрывать на флейте козам и свиньям, дабы придать смысл их ежедневному выгулу. Режиссер посмеивается не над реалиями того времени, но над нашим к ним отношением: трава была зеленее, небо голубее, солнце теплее! Советский мир 1930-х показан светлым и радостным.

«Веселые ребята» – советский вариант сказки про Золушку, только без волшебства. Никаких тыквы и мышей, все наоборот. Анюта прибежала на бал с веником, а покинула сцену роскошной примой под дружные аплодисменты народа. Домохозяйка может петь в опере, а пастух играть в оркестре. Казалось бы, подобной наивности в современных людях практически не осталось. Однако с некоторых пор наше телевидение ее активно поощряет. Ты, главное, пой, соловушка! И станешь звездой.

Хорошо, что Виктор Высоцкий не стал дополнять приметами нашего времени эту трогательно возвышенную «сказку о потерянном времени». Былое не вернуть... да и не надо! Обидно разве что за исчезнувшие чувства. Сейчас поверить в такую, как в фильме, любовь так же трудно, как признать, что мечты сбываются у всех честных, трудолюбивых и добрых девушек...

В этом спектакле (и в том мире) всех жалеешь и всем симпатизируешь. Даже бедовой певице Леночке (Алена Булыгина-Рудницкая старательно изображала отсутствие голоса и визг), которая так неосмотрительно охмурила молодого пастушка вместо итальянского маэстро. Она так же, как все, как все, как все... отчаянно хотела быть счастливой. Тоска по упущенному счастью отчетливо слышится в музыке. Эта затаенная грусть вдруг оказалась понятна и близка молодым артистам, и потому они сразу же завоевали доверие зрителей. И вряд ли кто-нибудь обращал внимание на погрешности в игре самодельного оркестрика «Веселых ребят».

Второстепенная в фильме роль маэстро Фабрицио Италиано в спектакле превратилась в одну из главных. Синьор был выписан из Ленинграда, чтобы возглавить крымский оркестр, и все рванули на популярный советский курорт вслед за ним (понятно, что сегодня все шутки про Крым воспринимаются в контексте политических событий). Костя Потехин с друзьями, как многие помнят по фильму, трудились пастухами в колхозе. Первое, что увидели ленинградцы в Крыму – лозунги во славу скота («Даешь удой!», «Сознательный скот – наша сила!»). Животных изображали артисты, одетые в китчевые костюмчики; они появлялись неожиданно и вызывали панику в интеллигентских рядах отдыхающих ленинградцев. Артисты в образах «сознательного скота» танцевали и модерн, и буги-вуги, иная коза запросто демонстрировала классический пируэт. Хореограф Антон Дорофеев, выпускник Вагановской академии, и его соавтор француженка Клер Бриант вложили в эти танцевальные номера немало иронии и мастерства.

Два персонажа, которых стоит упомянуть отдельно, – это профессор (Павел Григорьев) и дирижер Фабрицио Итальяно (Николай Погорелов). Один – типичный представитель советского общества, с презабавной картавостью произносящий умные речи, другой – в некотором роде его антипод, человек со стороны, по манерам и облику которого сразу понятно, что не «из наших». Роль дирижера, в фильме второстепенная, здесь одна из самых трудных – маэстро напевает «Сердце красавицы» на разные лады, периодически отплясывает, совершает пляжный выход, становится жертвой строгого «режима пропусков» учреждения культуры, в общем, закаляет советскими реалиями свой избалованный «дольче витой» характер. Режиссеры Виктор Высоцкий и Алла Масловская не дерзнули заставить художественного руководителя Мюзик-холла Фабио Мастранджело все это претерпеть, хотя были и такие задумки.

Солистка петербургского Театра музыкальной комедии Валентина Михайлова в роли Анюты с легкостью брала высокие ноты и показывала достижения петербургской вокальной школы, когда напевала «Соловей мой, соловей», выметая пыль из-под кровати. Солист московской «Геликон-оперы» Михаил Никаноров, он же Костя Потехин, тоже пел безупречно. Судя по всему, требования для артистов были очень серьезные – их выбирал лично Фабио Мастранджело.

«Веселые ребята» пронизаны взаправдашней молодостью и ностальгией по ушедшей юности – той, которая с двумя косичками мчится на велосипеде в надежде вырвать первый поцелуй. Этот спектакль про ребяческое увлечение джазом, которое потом пройдет, но непременно вернется. Кажется, это вообще про детство каждого из зрителей вне зависимости от того, в каком десятилетии они взрослели.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5378) от 16.01.2015.


Комментарии